Любое общество должно развиваться, а для развития нужны учёные. Конечно, нужны и писатели, художники и композиторы с артистами, но и учёные нужны не в самую последнюю очередь. Учёных общество выращивает. Долго и трудно выращивает. Не каждый быть учёным. Так вот, первый шаг в процессе выращивания и есть популяризация науки. Тут надо сделать небольшую остановку и сказать, что под популяризацией науки у нас, как правило, понимают популяризацию естественных наук, забывая при этом о филологии, истории, философии или искусствоведении. И совершенно напрасно забывают, поскольку обществу нужны не только Королёвы, Ландау и Капицы, но и Лотманы, Померанцы и Лихачёвы. Я даже возьму на себя смелость утверждать, что условный человек с улицы гораздо меньше представляет себе методы работы историка или литературоведа, чем методы работы химика или биолога.
Именно в детстве происходит первичный отбор тех, кто потом станет учеными. Популяризация науки ребёнку определиться с будущей профессией.
В моём советском детстве, в провинциальном городке таких форм популяризации было немного – книги, книги и ещё раз книги. Были, конечно, научно-популярные фильмы, кстати прекрасного качества. Теперь таких форм больше, как говорится, на порядок. Во-первых, интернет с его гигантским количеством научно-популярных фильмов, во-вторых, интернет с его огромным количеством научно-популярных книг, в-третьих, интернет с его возможностью объединить детей, интересующихся наукой, в самые различные сообщества.
Лекции, популярные книги и журналы, материалы в интернете, практические занятия, музейные экспозиции, фестивали занимательной науки и так далее.
Но ребёнок приходит с первыми во к родителям и учителю и уже потом лезет в интернет или читать книги. И тут роль учителя в деле популяризации науки состоит в том, чтобы задать ребёнку нужное направление поиска ребёнку понять – что его интересует в огромном мире науки ему на первых шагах разобраться в массе вывалившейся на него информации, может быть, свести с такими же интересующимися.
В идеале, наверное, хорошо бы, чтобы учитель чувствовал в учениках за на дополнительные знания, на исследовательскую работу. И знал, куда можно направить этот интерес ребёнка, вот такие есть книги, вот такие материалы в интернете, вот такие есть занятия, выбирай и решай. Учёные готовы прийти в школы для популяризации науки. Иногда даже звёзды первой величины. Когда наша старшая дочка участвовала в олимпиаде по математике, к ним приезжал с лекцией сам Новосёлов [Константин Новосёлов, один из лауреатов Нобелевской премии по физике 2010 года] – мне даже завидно стало. Если дети мотивированные и заинтересованные, выступать перед ними – большое удовольствие.
Но в приходе учёных заинтересованных пока мало. И это плохо, поскольку в школе учатся те, кто будет в будущем определять развитие нашей науки. Если, конечно, мы хотим её развивать и сами развиваться вместе с ней.
(По материалам сайта pedsovet.org. На основе интервью канд. техн. наук М. Бару и канд. биол. наук М. Молчановой.)
На основании текста определите, в чём значение популяризации науки среди школьников. Выберите три верных положения из приведённых.
Общество должно «выращивать» учёных.
Для развития отечественной науки самое важное – приглашать к сотрудничеству научных работников из-за рубежа.
В школе у учащихся нет возможностей узнать о новейших достижениях науки, так как учёные считают несерьёзным приобщать школьников к последним научным открытиям.
Популяризация науки ребёнку определиться с будущей профессией.
В школе учатся те, кто будет в будущем определять развитие нашей науки.
Гуманитарные науки не нуждаются в популяризации.
Интернет не играет важной роли в рас научных знаний среди школьников.
О чём, по мнению авторов, должны получить представление люди в результате популяризации науки?
об истории научных знаний
о методах работы учёных
о научных организациях, существующих в стране
о биографиях великих учёных
Выберите из предложенного списка формы популяризации научного знания, о которых говорится в тексте.
научно-познавательные фильмы
специализированные научные конференции
благотворительные акции
научно-познавательные книги
развитие транспортной инфраструктуры
фестивали занимательной науки
музейные экспозиции
Каковы функции учителя и школы как популяризаторов науки? Назовите четыре функции.
прививать нормы вежливого общения ребёнку понять, что его интересует в мире знаний разобраться в массе информации
организовать участие ребёнка в предметных олимпиадах
организовать общение ребёнка с другими детьми, интересующимися спортом
организовать встречи с учёными в школе
Права и обязанности гражданина неразрывно связаны между собой. Все права и обязанности гражданина нашей страны закреплены Конституцией РФ.
Среди важнейших прав:
1) Право на жизнь
2) Право на свободу, личную неприкосновенность
3) Право на образование
4) Участие в культурной жизни общества
5) Свобода труда
6) Свобода мысли и слова
7) Свобода совести
8) Свобода вероисповедания
Среди важнейших обязанностей:
1) Оплата налогов
2) Охрана природы
3) Защита Отечества и т.д.
Незнание законов не освобождает от ответственности. Государство применяет к человеку, не выполняющему своих гражданских обязанностей, различные меры воздействия.
Психологическая подготовка врача. Специфика и сложность этой подготовки заключаются в том, что врач должен иметь глубокие знания по психологии и смежных с ней научных дисциплин.
На профессионализм врача также влияют особенности личной жизни: насколько благополучное его собственную жизнь - имеется ли в нем любовь, взаимопонимание с близкими людьми, материальная обеспеченность, бытовая обустройство и др. С врача многое требуется, он много за что отвечает, но сам во многом беззащитен: общество в лице государства не обеспечивает на должном уровне достойных и необходимых условий жизни. Это касается как материального, так и правового, социального обеспечения профессионала. Морально-этические качества врача: честность, порядочность, обязательность, ответственность, интеллигентность, человечность, доброта, надежность, принципиальность, бескорыстие, умение держать слово.