-образовательная: сформировать представление учащихся о морали от возникновения ее до наших дней;
-развивающая: продолжение развитие сравнивать обществововедческие термины, навыков работы с учебным текстом, выделять главное в тексте;
- воспитательная: привитие уважение моральным принципам и нормам.
Тип урока: изучение нового материала.
Х о д у р о к а
Организационный момент.Актуализация опорных знаний.В чём заключается цель науки?В чём суть разделения науки на фундаментальную и прикладную, приведите примеры каждого вида науки?Что такое НТП, приведите три примера её влияния на общественное развитие?В чём выражается такая характерная черта современной науки как универсальность?Изучение нового материала.
Мораль – одна из самых древних форм человеческого сознания, так как она возникла вместе с человеческим сообществом: как только один человек начинает «относиться» к другому человеку, их отношения сразу же обретают ту или иную форму моральности или аморальности.
Происхождение морали
1-я концепция – религиозная (мораль дается человеку от Бога). Первоначальным и высшим основанием морали религия считает «Божественный закон». Божественные законы носят непреходящий характер, поэтому нравственная природа человека неизменна: добро есть добро, зло есть зло. Моральные требования сформулированы в декалоге – десяти заповедях.
2-я концепция – натуралистическая.
(Мораль присуща человеку изначально и заложена в нем самой природой.)
Социал-дарвинизм – одно из направлений этой концепции. Сторонники этого течения считают, что действующие в мире животных законы борьбы за существование действуют и в человеческом обществе. А так как человек существо биологическое, бытие которого протекает по общим законам живой природы, то происхождение нравственности следует искать в избирательной самой жизни, в борьбе за существование, в наличии морального чувства у животных.
– На примере жизни животных покажите, что у них есть чувства солидарности и коллективизма.
Ч. Дарвин считал, что животным присущи все нравственные понятия, бытующие в человеческом обществе.
– Согласны ли вы с Ч. Дарвином? ответ обоснуйте.
Мораль человека неотделима от его общественной жизни.
Ч. Спенсер считал, что поскольку в обществе, как и в природе, идет борьба за существование, то определяющим моральным принципом поведения людей остается принцип «выживает сильнейший».
Современные социал-дарвинисты утверждают, что человек есть грубое животное, он лишь носит маску добропорядочности и благопристойности, под которой бушуют порочные наклонности и скотские страсти. Дж. Хаксли пишет, что человеческой природе свойственны «окровавленные зубы и когти».
Евгеника – направление натуралистической концепции, исходит из того, что социальные формы поведения являются свойствами, передающимися по наследству.
Согласно фрейдизму, поведение личности определяется не подвластными сознанию психическими процессами, в основе которых лежат врожденные бессознательные влечения: сексуальное – Эрос и влечение к смерти – Тонатос.
3-я концепция – социологизаторская, связывает возникновение морали с развитием общества. Нравственность организует поведение человека и его взаимоотношения с другими людьми наиболее «выгодным», «удобным» для общества образом, обеспечивая его оптимальное существование.
4-я концепция – культурологическая, связывает происхождение нравственности с конкретными социокультурными условиями.
Закономерности развития морали
1. Историческое движение морали (от эпохи к эпохе нормы и ценности меняются).
2. Постоянное развитие и динамическое взаимодействие моральной системы и ее элементов (традиции, инновации).
3. В развитии морали прослеживается связь с другими элементами духовной жизни: религией, искусством, наукой, философией и зависимость от них.
4. Мораль оказывает обратное воздействие на все формы духовной культуры.
5. Влияние морали на решение глобальных проблем.
З а д а н и е. Прочитайте определение понятия «мораль» и объясните его.
Мораль – это специфический духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему.
– Что значит единство духовного и практического? Что такое ценностно-императивное отношение к миру?
(С одной стороны, мораль служит основой духовной культуры личности и показателем меры человеческого в человеке, с другой – вся практическая деятельность человека, все его поведение определяется и организуется сложившимися в обществе моральными представлениями.)
Мораль носит универсальный характер и пронизывает все сферы жизни.
Тема: МОРАЛЬ.
Цель:
-образовательная: сформировать представление учащихся о морали от возникновения ее до наших дней;
-развивающая: продолжение развитие сравнивать обществововедческие термины, навыков работы с учебным текстом, выделять главное в тексте;
- воспитательная: привитие уважение моральным принципам и нормам.
Тип урока: изучение нового материала.
Х о д у р о к а
Организационный момент.Актуализация опорных знаний.В чём заключается цель науки?В чём суть разделения науки на фундаментальную и прикладную, приведите примеры каждого вида науки?Что такое НТП, приведите три примера её влияния на общественное развитие?В чём выражается такая характерная черта современной науки как универсальность?Изучение нового материала.Мораль – одна из самых древних форм человеческого сознания, так как она возникла вместе с человеческим сообществом: как только один человек начинает «относиться» к другому человеку, их отношения сразу же обретают ту или иную форму моральности или аморальности.
Происхождение морали
1-я концепция – религиозная (мораль дается человеку от Бога). Первоначальным и высшим основанием морали религия считает «Божественный закон». Божественные законы носят непреходящий характер, поэтому нравственная природа человека неизменна: добро есть добро, зло есть зло. Моральные требования сформулированы в декалоге – десяти заповедях.
2-я концепция – натуралистическая.
(Мораль присуща человеку изначально и заложена в нем самой природой.)
Социал-дарвинизм – одно из направлений этой концепции. Сторонники этого течения считают, что действующие в мире животных законы борьбы за существование действуют и в человеческом обществе. А так как человек существо биологическое, бытие которого протекает по общим законам живой природы, то происхождение нравственности следует искать в избирательной самой жизни, в борьбе за существование, в наличии морального чувства у животных.
– На примере жизни животных покажите, что у них есть чувства солидарности и коллективизма.
Ч. Дарвин считал, что животным присущи все нравственные понятия, бытующие в человеческом обществе.
– Согласны ли вы с Ч. Дарвином? ответ обоснуйте.
Мораль человека неотделима от его общественной жизни.
Ч. Спенсер считал, что поскольку в обществе, как и в природе, идет борьба за существование, то определяющим моральным принципом поведения людей остается принцип «выживает сильнейший».
Современные социал-дарвинисты утверждают, что человек есть грубое животное, он лишь носит маску добропорядочности и благопристойности, под которой бушуют порочные наклонности и скотские страсти. Дж. Хаксли пишет, что человеческой природе свойственны «окровавленные зубы и когти».
Евгеника – направление натуралистической концепции, исходит из того, что социальные формы поведения являются свойствами, передающимися по наследству.
Согласно фрейдизму, поведение личности определяется не подвластными сознанию психическими процессами, в основе которых лежат врожденные бессознательные влечения: сексуальное – Эрос и влечение к смерти – Тонатос.
3-я концепция – социологизаторская, связывает возникновение морали с развитием общества. Нравственность организует поведение человека и его взаимоотношения с другими людьми наиболее «выгодным», «удобным» для общества образом, обеспечивая его оптимальное существование.
4-я концепция – культурологическая, связывает происхождение нравственности с конкретными социокультурными условиями.
Закономерности развития морали
1. Историческое движение морали (от эпохи к эпохе нормы и ценности меняются).
2. Постоянное развитие и динамическое взаимодействие моральной системы и ее элементов (традиции, инновации).
3. В развитии морали прослеживается связь с другими элементами духовной жизни: религией, искусством, наукой, философией и зависимость от них.
4. Мораль оказывает обратное воздействие на все формы духовной культуры.
5. Влияние морали на решение глобальных проблем.
З а д а н и е. Прочитайте определение понятия «мораль» и объясните его.
Мораль – это специфический духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему.
– Что значит единство духовного и практического? Что такое ценностно-императивное отношение к миру?
(С одной стороны, мораль служит основой духовной культуры личности и показателем меры человеческого в человеке, с другой – вся практическая деятельность человека, все его поведение определяется и организуется сложившимися в обществе моральными представлениями.)
Мораль носит универсальный характер и пронизывает все сферы жизни.