Духовная сфера общества — это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее важнейшей, приоритетной функцией определения ценностно-нормативной системы общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и интеллектуально-нравственный потенциал общества в целом.Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение ее структурных элементов. Такие элементы называют формами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не только содержанием и познания своего объекта, но также временем возникновения в процессе развития общества.Исторически первой формой общественного сознания является моральное сознание, без которого не могло существовать человечество даже на самых ранних этапах своего развития, так как моральные нормы, отражающие базисные ценности общества являются важнейшими регуляторами и стабилизаторами любых социальных взаимосвязей. В условиях первобытного общества возникают еще две формы общественного сознания — эстетическое и религиозное. Считается, что религиозное сознание складывается позднее эстетического и, соответственно, морального, с чем,впрочем, спорят представители института религии, утверждая о первичности религии по отношению к морали и искусству. Далее, по мере развития общества, формируется политическое, затем — научное сознание. Безусловно, перечисленные формы не являются конечными и единственными. Развитие социальной системы продолжается, что приводит к возникновению в ней новых подсистем, требующих собственного осмысления и, следовательно, порождающих новые формы духовной сферы общества.Духовная сфера, являясь подсистемой общества в целом, с необходимостью реагирует на все изменения, происходящие в других его подсистемах: экономической, политической, социальной. Поэтому резкие экономические изменения в России не могли не отразиться на состоянии духовной жизни страны. Многие исследователи акцентируют внимание на изменениях в ценностных ориентациях россиян,повышении значимости индивидуалистических ценностей. Остро стоит проблема коммерциализации культуры и связанная с ней проблема снижения уровня ее художественной ценности, а также невостребованности классических культурных образцов массовым потребителем. Эти и другие негативные тенденции в развитии отечественной духовной культуры могут стать существенным препятствием на пути прогрессивного развития нашего общества.
Но государство может определять нравственные ценности посредством религии и законов. Например, принятие официальной религии позволяет государству закладывать ценности. Можно вспомнить принятое Владимиром православие, которое быстро изменило привычные ценности языческой Руси. ОДНАКО, если мы берем за основу именно ПРАВОВОЕ государство в классическом его виде (без неудачных кейсов), то нравственные ценности формируются обществом.
Суждение б.задача государства защищать интересы граждан - верно. Если мы вспомним большую часть теорий (а в особенности, договорную) происхождения государства, то вспомним, что государство появилось для удобства общества и для защиты его интересов.
Но государство может определять нравственные ценности посредством религии и законов. Например, принятие официальной религии позволяет государству закладывать ценности. Можно вспомнить принятое Владимиром православие, которое быстро изменило привычные ценности языческой Руси. ОДНАКО, если мы берем за основу именно ПРАВОВОЕ государство в классическом его виде (без неудачных кейсов), то нравственные ценности формируются обществом.
Суждение б.задача государства защищать интересы граждан - верно. Если мы вспомним большую часть теорий (а в особенности, договорную) происхождения государства, то вспомним, что государство появилось для удобства общества и для защиты его интересов.