Денежно-кредитная политика является неотъемлемой составляющей общегосударственной политики. Общее состояние экономики любой страны в большей мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. В большинстве стран от 75 до 90 % денежной массы составляют банковские депозиты и только 10–25 % банковские билеты центрального банка.
Необходимо отметить, что точка зрения по вопросам регулирования денежно-кредитной сферы претерпела существенные изменения. С течением времени увеличивалось количество и качество мероприятий, проводимых государством, с целью регулирования денежного обращения.
Потому в статье будут рассмотрены наиболее действенные и актуальные на данный момент инструменты регулирования денежно-кредитной сферы.
В экономической литературе денежно-кредитная политика, как правило, характеризуется как политика центрального банка. В комментариях к Федеральному закону № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)», дается определение денежно-кредитной политики как составной части единой государственной экономической политики, проявляющейся в воздействии на количество денег в обращении с целью достижения ценовой стабильности, обеспечения максимально возможной занятости населения, а также роста реального объема производства [1].
Денежно-кредитная политика государства в экономической литературе, как правило, рассматривается как «узкая», обеспечивающая стабильность национальной валюты путем проведения валютных интервенций, изменения размера ставки рефинансирования, и «широкая», которая оказывает воздействие на объем денежной массы, находящейся в обращении. Эти меры, как правило, взаимообусловлены и взаимосвязаны между собой.
Основной целью государственного регулирования экономики является достижение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах экономического роста.
Высшая цель государственной денежно-кредитной политики – обеспечение стабильности цен, снижение инфляции, рост реального объема валового национального продукта и эффективная занятость. Достижение этой цели возможно посредством мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, распределены во времени и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Поэтому представляется необходимым ранжировать цели денежно-кредитной политики. Тактической, или промежуточной, целью денежно-кредитной политики можно считать и стабилизацию валютного курса, и таргетирование инфляции, в связи с чем текущая денежно-кредитная политика ориентирована на более конкретные и легкодостижимые цели, например, на определение уровня обязательных резервов, фиксацию количества денег, находящихся в обращении, определение ставки рефинансирования коммерческих банков.
Каждый человек в своей жизни неоднократно слышал слово «дисциплина». О нем постоянно говорят в школе, на работе, в армии. Дисциплина может поддерживаться путем наказания или поощрения человека. Если человек делает все правильно и верно, то его поощряют, нарушителя же дисциплины ждут штрафы и наказания. Внутренняя дисциплина – это контроль собственных правил по собственной воле без принуждения и санкций извне от других людей и организаций. Такая дисциплина характерна для спортсменов, успешных бизнесменов и других людей.
Необходимо отметить, что точка зрения по вопросам регулирования денежно-кредитной сферы претерпела существенные изменения. С течением времени увеличивалось количество и качество мероприятий, проводимых государством, с целью регулирования денежного обращения.
Потому в статье будут рассмотрены наиболее действенные и актуальные на данный момент инструменты регулирования денежно-кредитной сферы.
В экономической литературе денежно-кредитная политика, как правило, характеризуется как политика центрального банка. В комментариях к Федеральному закону № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)», дается определение денежно-кредитной политики как составной части единой государственной экономической политики, проявляющейся в воздействии на количество денег в обращении с целью достижения ценовой стабильности, обеспечения максимально возможной занятости населения, а также роста реального объема производства [1].
Денежно-кредитная политика государства в экономической литературе, как правило, рассматривается как «узкая», обеспечивающая стабильность национальной валюты путем проведения валютных интервенций, изменения размера ставки рефинансирования, и «широкая», которая оказывает воздействие на объем денежной массы, находящейся в обращении. Эти меры, как правило, взаимообусловлены и взаимосвязаны между собой.
Основной целью государственного регулирования экономики является достижение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах экономического роста.
Высшая цель государственной денежно-кредитной политики – обеспечение стабильности цен, снижение инфляции, рост реального объема валового национального продукта и эффективная занятость. Достижение этой цели возможно посредством мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, распределены во времени и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Поэтому представляется необходимым ранжировать цели денежно-кредитной политики. Тактической, или промежуточной, целью денежно-кредитной политики можно считать и стабилизацию валютного курса, и таргетирование инфляции, в связи с чем текущая денежно-кредитная политика ориентирована на более конкретные и легкодостижимые цели, например, на определение уровня обязательных резервов, фиксацию количества денег, находящихся в обращении, определение ставки рефинансирования коммерческих банков.
Дисциплина может поддерживаться путем наказания или поощрения человека. Если человек делает все правильно и верно, то его поощряют, нарушителя же дисциплины ждут штрафы и наказания.
Внутренняя дисциплина – это контроль собственных правил по собственной воле без принуждения и санкций извне от других людей и организаций. Такая дисциплина характерна для спортсменов, успешных бизнесменов и других людей.