Поскольку сознание есть по сути определенный опыт, в котором мы соотносимся с миром, то оно понимается и как деятельность соотнесения (отношение) и как сам субъект этой деятельности. Иногда из сознания "выделяют" собственно субъект и под "сознанием" понимают отношение субъекта и его объекта - само пространство их соотнесенности. В то же время, термин сознание не употребляют, когда речь идет о движении "внутри" мышления, а не собственно о соотнесении с миром. Это связано с тем, что вне опыта соотнесения с миром, сознание теряет свое самостоятельное значение и становится рефлексией относительно мыслимого содержания. Внутри мышления, субъектом движения становится не сознание, а само мышление, понимаемое одновременно и как некоторое всеобщее, безличное пространство деятельности и как сам субъект этой деятельности. Однако, сознание остается всегда как возможная позиция, в которую субъект может перейти в любой момент, как опыт соотнесенности с миром. Психология рассматривает сознание как операциональную и противопоставляет ее бессознательному, неосознаваемому,сверхсознательному. Такая постановка вопроса, делает сознание еще одной телесной Сознание может быть, а может не быть. Однако такая редукция сознания к телесной утрачивает главный метафизический смысл сознания как каким мир нам дан. Ближайшим образом, сознание следует отличать от самосознания. Самосознание есть сознание себя как сознания. Не всякое сознание себя есть самосознание. Мы можем сознавать свою деятельность в мире, свои но при этом не знать себя как сознание.