Грандиозные свершения и преобразования Петра I многократно описаны и воспеты его современниками и потомками. Однако вопрос о том, какой ценой они были достигнуты, практически исчез со страниц книг и учебников. Дело в том, что одним из печальных социальных последствий петровских реформ стало резкое увеличение числа беспризорников и сирот. Это было связано с появлением большого количества незаконнорожденных детей и обнищанием крестьян, налоги на которых выросли втрое.
Причины беспризорностиРост числа беспризорников стал следствием создания регулярной армии и введения Петром I пожизненной рекрутчины. Такая система комплектования армии резко увеличила число мужчин, не состоящих в браке. Причем их количество из десятилетия в десятилетие возрастало как в абсолютном, так и в процентном отношении. К уже существующим добавился новый и очень сильный асоциальный фактор, активно провоцирующий детскую беспризорность. Число не состоящих в браке мужчин пополняла растущая армия молодых чиновников, появившаяся благодаря реформе государственного управления, и постоянно приезжающие на службу иностранцы, которые не хотели создавать семьи из-за конфессиональных и культурных различий.
Самым пагубным образом на положении детей сказалось обнищание деревни. Не имея возможности прокормить детей, а также из-за введения подушной подати крестьяне нередко отдавали детей, особенно мальчиков, случайным людям или выгоняли из дома. Особенно часто это происходило перед новой ревизией (переписью мужского населения). В начале XVIII в. детская беспризорность превратилась в общегосударственную проблему. В годы правления Петра I появились три достаточно проработанных проекта решения этого вопроса. Первый принадлежал государственному деятелю Ф.С. Салтыкову, второй - экономисту И.Т. Посошкову и третий - советнику Петра I по вопросам финансов и администрирования А.А. Курбатову, однако все они остались только на бумаге.
"Гошпитали" для "зазорных младенцев"
Насколько позволяют судить документы, первым в России учреждением, созданным специально для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был приют, организованный в 1706 г. митрополитом Иовом в Холмово-Успенском монастыре близ Новгорода. Создание приюта не было монаршей инициативой. Приоритет в данном вопросе принадлежал не государству, а церкви. Сколько детей призревалось Иовом, сказать трудно. В 1713 г. во всех заведениях митрополита содержались около 170 человек больных, калек, в том числе внебрачные дети и сироты 1. 16 и 31 января 1712 г. Петром I были изданы сразу два почти одинаковых указа, в которых предписывалось "учинить" по всем губерниям специальные учреждения по призрению калек и стариков, а также - "прием... и прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены, дабы вящщего греха не делали, сиречь убивства". В первом указе эти учреждения названы "шпиталеты", во втором - "гошпитали"2. Нет никаких свидетельств, говорящих о реализации указов. В этом нет ничего удивительного, поскольку распоряжения царя не имели финансового обеспечения.
Хабаровчанин обнаружил в центре города "замаскировавшуюся" церковь
. Потерпев неудачу в попытках решить проблему детской беспризорности государственными средствами, Петр I решил переложить эту заботу на церковь. В ноябре 1714 г. вышел указ "Об устройстве при церквах гошпиталей для незаконнорожденных детей". В нем говорилось о необходимости для "зазорных младенцев, которых жены и девки рождают беззаконно... сделать гошпитали", для кормления и ухода за детьми "изобрать искусных жен и давать им... на год денег по 3 рубля, хлеба по полуосьмине на месяц, а младенцам по 3 деньги на день"3. Но, видимо, и церковь не торопилась выполнять распоряжения царя, так как ровно через год 4 ноября 1715 г. был издан аналогичный, но более развернутый указ. В нем говорилось о необходимости "женам и девкам", которые "рождают беззаконно и стыда ради отметывают в разные места" своих детей или убивают их, "объявить указ, чтоб таких младенцев в непристойные места не отметывали, но приносили бы к... гошпиталям и клали тайно в окно", а за убийство - "сами казнены будут смертно". Губернским властям вменялось в обязанность строить и содержать эти "гошпитали... из неокладных прибыльных доходов"4. Отсутствие источников не позволяет говорить о результатах выполнения этих указов. Скорее всего, эффективность их также была невысока.
Как появились алименты?
Петр I в Уставе воинском (1716) и Морском уставе (1720) специальным артикулом (статьей - Д. П.) определил меры наказания тем, кто "пребудет с девкою и она от него родит". Виновный "для содержания матери и младенца" должен был заплатить штраф "по содержанию его" и "сверх того тюрьмою и церковным покаянием... наказан, разве что он потом на ней женится"5. Эти документы дали юридические основания для алиментных притязаний к отцу ребенка.
Религиозная культура— специализированная сфера культуры, где потенции человека реализуются в деятельности, содержанием которой является познание мира как целостности, включающей и общество, и человека. Любая религия создаёт и предлагает целостную картину мира на основе религиозных догматов и в единстве со сферой трансцендентного. Религиозная культура, как и научная, позволяет человеку объяснить себе мир и своё место в нём, чтобы действовать и жить сознательно. Иначе говоря, они выполняют одну и ту же функцию, но разными средствами. Наука обосновывает свою картину мира рационально, тогда как основы религии иррациональны.
В течение многих веков научная культура и религиозная считались взаимно исключающими, несовместимыми. Католическая церковь преследовала учёных, осудила многих из них. В частности, был сожжён Дж. Бруно за его убеждения и научные результаты.
В XIII веке Фома Аквинский всесторонне обосновал тезис о гармонии разума и веры. Правда, наука и философия у него должны были быть подчинены теологии, религии — в ту эпоху иначе думать было невозможно. В XIX веке его концепция стала основой официальной идеологии Ватикана.
Грандиозные свершения и преобразования Петра I многократно описаны и воспеты его современниками и потомками. Однако вопрос о том, какой ценой они были достигнуты, практически исчез со страниц книг и учебников. Дело в том, что одним из печальных социальных последствий петровских реформ стало резкое увеличение числа беспризорников и сирот. Это было связано с появлением большого количества незаконнорожденных детей и обнищанием крестьян, налоги на которых выросли втрое.
Причины беспризорностиРост числа беспризорников стал следствием создания регулярной армии и введения Петром I пожизненной рекрутчины. Такая система комплектования армии резко увеличила число мужчин, не состоящих в браке. Причем их количество из десятилетия в десятилетие возрастало как в абсолютном, так и в процентном отношении. К уже существующим добавился новый и очень сильный асоциальный фактор, активно провоцирующий детскую беспризорность. Число не состоящих в браке мужчин пополняла растущая армия молодых чиновников, появившаяся благодаря реформе государственного управления, и постоянно приезжающие на службу иностранцы, которые не хотели создавать семьи из-за конфессиональных и культурных различий.
Самым пагубным образом на положении детей сказалось обнищание деревни. Не имея возможности прокормить детей, а также из-за введения подушной подати крестьяне нередко отдавали детей, особенно мальчиков, случайным людям или выгоняли из дома. Особенно часто это происходило перед новой ревизией (переписью мужского населения). В начале XVIII в. детская беспризорность превратилась в общегосударственную проблему. В годы правления Петра I появились три достаточно проработанных проекта решения этого вопроса. Первый принадлежал государственному деятелю Ф.С. Салтыкову, второй - экономисту И.Т. Посошкову и третий - советнику Петра I по вопросам финансов и администрирования А.А. Курбатову, однако все они остались только на бумаге.
"Гошпитали" для "зазорных младенцев"
Насколько позволяют судить документы, первым в России учреждением, созданным специально для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был приют, организованный в 1706 г. митрополитом Иовом в Холмово-Успенском монастыре близ Новгорода. Создание приюта не было монаршей инициативой. Приоритет в данном вопросе принадлежал не государству, а церкви. Сколько детей призревалось Иовом, сказать трудно. В 1713 г. во всех заведениях митрополита содержались около 170 человек больных, калек, в том числе внебрачные дети и сироты 1. 16 и 31 января 1712 г. Петром I были изданы сразу два почти одинаковых указа, в которых предписывалось "учинить" по всем губерниям специальные учреждения по призрению калек и стариков, а также - "прием... и прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены, дабы вящщего греха не делали, сиречь убивства". В первом указе эти учреждения названы "шпиталеты", во втором - "гошпитали"2. Нет никаких свидетельств, говорящих о реализации указов. В этом нет ничего удивительного, поскольку распоряжения царя не имели финансового обеспечения.
Хабаровчанин обнаружил в центре города "замаскировавшуюся" церковь
. Потерпев неудачу в попытках решить проблему детской беспризорности государственными средствами, Петр I решил переложить эту заботу на церковь. В ноябре 1714 г. вышел указ "Об устройстве при церквах гошпиталей для незаконнорожденных детей". В нем говорилось о необходимости для "зазорных младенцев, которых жены и девки рождают беззаконно... сделать гошпитали", для кормления и ухода за детьми "изобрать искусных жен и давать им... на год денег по 3 рубля, хлеба по полуосьмине на месяц, а младенцам по 3 деньги на день"3. Но, видимо, и церковь не торопилась выполнять распоряжения царя, так как ровно через год 4 ноября 1715 г. был издан аналогичный, но более развернутый указ. В нем говорилось о необходимости "женам и девкам", которые "рождают беззаконно и стыда ради отметывают в разные места" своих детей или убивают их, "объявить указ, чтоб таких младенцев в непристойные места не отметывали, но приносили бы к... гошпиталям и клали тайно в окно", а за убийство - "сами казнены будут смертно". Губернским властям вменялось в обязанность строить и содержать эти "гошпитали... из неокладных прибыльных доходов"4. Отсутствие источников не позволяет говорить о результатах выполнения этих указов. Скорее всего, эффективность их также была невысока.
Как появились алименты?
Петр I в Уставе воинском (1716) и Морском уставе (1720) специальным артикулом (статьей - Д. П.) определил меры наказания тем, кто "пребудет с девкою и она от него родит". Виновный "для содержания матери и младенца" должен был заплатить штраф "по содержанию его" и "сверх того тюрьмою и церковным покаянием... наказан, разве что он потом на ней женится"5. Эти документы дали юридические основания для алиментных притязаний к отцу ребенка.
Объяснение:
ты из Интернет урока??
если что у меня за эту работу оценка: 5
поставь сердечко)))
Религиозная культура— специализированная сфера культуры, где потенции человека реализуются в деятельности, содержанием которой является познание мира как целостности, включающей и общество, и человека. Любая религия создаёт и предлагает целостную картину мира на основе религиозных догматов и в единстве со сферой трансцендентного. Религиозная культура, как и научная, позволяет человеку объяснить себе мир и своё место в нём, чтобы действовать и жить сознательно. Иначе говоря, они выполняют одну и ту же функцию, но разными средствами. Наука обосновывает свою картину мира рационально, тогда как основы религии иррациональны.
В течение многих веков научная культура и религиозная считались взаимно исключающими, несовместимыми. Католическая церковь преследовала учёных, осудила многих из них. В частности, был сожжён Дж. Бруно за его убеждения и научные результаты.
В XIII веке Фома Аквинский всесторонне обосновал тезис о гармонии разума и веры. Правда, наука и философия у него должны были быть подчинены теологии, религии — в ту эпоху иначе думать было невозможно. В XIX веке его концепция стала основой официальной идеологии Ватикана.