Конституция Российской Федерации (1993), статья 42 гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». В последние десятилетия антропогенные изменения окружающей среды приобрели такие размеры, что человек прямо или косвенно сам стал их жертвой. Развитие мировой цивилизации привело к формированию острейшего экологического кризиса, который в той или иной форме проявляется во всех индустриально развитых странах. Экологический кризис — это устойчивое нарушение равновесия между обществом и природой, проявляющееся в деградации окружающей природной среды — с одной стороны, и не государственных управленческих структур выйти из создавшегося состояния и восстановить равновесие общества и природы — с другой стороны. Среди причин истощения, загрязнения и разрушения природной среды, исходящих от антропогенной деятельности человека можно выделить объективные и субъективные. К объективным можно отнести следующие:
1. Предельные земной природы к самоочищению и саморегуляции. 2. Физическая ограниченность земельной территории в рамках одной планеты. 3. Безотходность производства в природе и отходность человеческого производства. 4. Неполное познание и использование человеком законов развития природы. К субъективным причинам экологического кризиса относятся:
1. Недостатки организационно-правовой и экономической деятельности государства по охране окружающей среды. 2. Дефекты экологического воспитания и образования. 3. Экологическое невежество — нежелание изучать законы взаимосвязи человека и окружающей среды. 4. Экологический нигилизм — нежелание руководствоваться этими законами, пренебрежительное отношение к данным законам. Оба этих фактора также влияют на состояние окружающей среды. До настоящего времени в обществе не сложилось единого взгляда на то, какова же истинная экологическая ситуация на планете Земля. Существуют 3 мнения:
мы уже находимся в экологической катастрофе; мы вступаем в глобальный экологический кризис; есть лишь отдельные (локальные) места экологического неблагополучия. Разница заключается в том, что кризис — это обратимое состояние, в котором человек выступает активно действующей стороной. Катастрофа — необратимое явление, человек не может изменить ситуацию.
Антропогенный фактор — это совокупная деятельность человечества, которая приводит к изменению природы как среды обитания для самого человека и для других видов.
Загрязнение окружающей среды — это любое внесение в ту или иную экологическую систему (биогеоценоз) не свойственных ей живых или неживых компонентов, физических или структурных изменений, прерывающих или нарушающих процессы круговорота и обмена веществ, потоки энергии с непременным следствием в форме снижения продуктивности или разрушения данной экосистемы. Загрязнители в среде обитания чаще всего образуют «коктейли поллютантов».
Свободой совести принято называть свободу выбора религии или ее отсутствия. Доподлинно неизвестно, какая связь между совестью и религией, но таково традиционное название. Эта свобода является одним из основных прав человека потому, что люди веками боролись за неё, пока она не была признана Всеобщей декларацией прав человека.
Человека могут принудить исповедовать какую-то религию или делать вид, что он ее исповедует. Человека могут лишить права не исповедовать никакой религии, заставив выбирать между религиями, но не дав возможности выбрать атеизм или агностицизм. Человеку могут запретить публично заявлять о своем неверии или сомнении в догмах определенной религии.
В Средние века отношение к религии было иным, чем сейчас, потому что религия использовалась для оправдания власти королей и феодалов. Считалось, что все они от Бога. Значит, кто не верит в бога, тому ничего не стоит ослушаться короля или барона. Поэтому таких людей преследовали. Преследовали и тех, кто просто верил не в того бога, или в того, но не так. Например, секта альбигойцев во Франции тоже верила в Иисуса, но они считали, что только их вера правильная, а вера католиков неправильная. Против этой секты была большая война - альбигойский крестовый поход.
В нашей стране после крещения Руси и до 1917 года не было свободы совести. Всех заставляли верить в христианского бога, за исключением мусульман и евреев, им разрешали сохранять их веру, но у них было меньше прав. В 1917 году ввели свободу совести, а при СССР стали вести пропаганду атеизма, а церковников лишили всех льгот. Сейчас снова ведут пропаганду христианской веры, и церкви вернули все льготы и особые права, но свободу совести формально пока не отменили.
В последние десятилетия антропогенные изменения окружающей среды приобрели такие размеры, что человек прямо или косвенно сам стал их жертвой. Развитие мировой цивилизации привело к формированию острейшего экологического кризиса, который в той или иной форме проявляется во всех индустриально развитых странах.
Экологический кризис — это устойчивое нарушение равновесия между обществом и природой, проявляющееся в деградации окружающей природной среды — с одной стороны, и не государственных управленческих структур выйти из создавшегося состояния и восстановить равновесие общества и природы — с другой стороны.
Среди причин истощения, загрязнения и разрушения природной среды, исходящих от антропогенной деятельности человека можно выделить объективные и субъективные.
К объективным можно отнести следующие:
1. Предельные земной природы к самоочищению и саморегуляции.
2. Физическая ограниченность земельной территории в рамках одной планеты.
3. Безотходность производства в природе и отходность человеческого производства.
4. Неполное познание и использование человеком законов развития природы.
К субъективным причинам экологического кризиса относятся:
1. Недостатки организационно-правовой и экономической деятельности государства по охране окружающей среды.
2. Дефекты экологического воспитания и образования.
3. Экологическое невежество — нежелание изучать законы взаимосвязи человека и окружающей среды.
4. Экологический нигилизм — нежелание руководствоваться этими законами, пренебрежительное отношение к данным законам. Оба этих фактора также влияют на состояние окружающей среды.
До настоящего времени в обществе не сложилось единого взгляда на то, какова же истинная экологическая ситуация на планете Земля. Существуют 3 мнения:
мы уже находимся в экологической катастрофе;
мы вступаем в глобальный экологический кризис;
есть лишь отдельные (локальные) места экологического неблагополучия.
Разница заключается в том, что кризис — это обратимое состояние, в котором человек выступает активно действующей стороной. Катастрофа — необратимое явление, человек не может изменить ситуацию.
Антропогенный фактор — это совокупная деятельность человечества, которая приводит к изменению природы как среды обитания для самого человека и для других видов.
Загрязнение окружающей среды — это любое внесение в ту или иную экологическую систему (биогеоценоз) не свойственных ей живых или неживых компонентов, физических или структурных изменений, прерывающих или нарушающих процессы круговорота и обмена веществ, потоки энергии с непременным следствием в форме снижения продуктивности или разрушения данной экосистемы. Загрязнители в среде обитания чаще всего образуют «коктейли поллютантов».
Свободой совести принято называть свободу выбора религии или ее отсутствия. Доподлинно неизвестно, какая связь между совестью и религией, но таково традиционное название. Эта свобода является одним из основных прав человека потому, что люди веками боролись за неё, пока она не была признана Всеобщей декларацией прав человека.
Человека могут принудить исповедовать какую-то религию или делать вид, что он ее исповедует. Человека могут лишить права не исповедовать никакой религии, заставив выбирать между религиями, но не дав возможности выбрать атеизм или агностицизм. Человеку могут запретить публично заявлять о своем неверии или сомнении в догмах определенной религии.
В Средние века отношение к религии было иным, чем сейчас, потому что религия использовалась для оправдания власти королей и феодалов. Считалось, что все они от Бога. Значит, кто не верит в бога, тому ничего не стоит ослушаться короля или барона. Поэтому таких людей преследовали. Преследовали и тех, кто просто верил не в того бога, или в того, но не так. Например, секта альбигойцев во Франции тоже верила в Иисуса, но они считали, что только их вера правильная, а вера католиков неправильная. Против этой секты была большая война - альбигойский крестовый поход.
В нашей стране после крещения Руси и до 1917 года не было свободы совести. Всех заставляли верить в христианского бога, за исключением мусульман и евреев, им разрешали сохранять их веру, но у них было меньше прав. В 1917 году ввели свободу совести, а при СССР стали вести пропаганду атеизма, а церковников лишили всех льгот. Сейчас снова ведут пропаганду христианской веры, и церкви вернули все льготы и особые права, но свободу совести формально пока не отменили.