·······Игра вслепую·······
Среди детей-инвалидов - около 60 тысяч надомников. Сережа М. - один из них. В пять лет он получил травму от удара шаровой молнии. История почти фантастическая: во время грозы огненный шар зацепил всю семью, которая отдыхала в тот день на речке. Маме и двум старшим братьям - ничего, а у мальчика потом - букет болячек и кома. В итоге - инвалидность. Такие ученики, как он, могут, в принципе, вообще не ходить в школу, но он старается не пропускать уроков ни в школе, ни в центре творчества, где занимается музыкой - играет на фортепиано, флейте и гитаре. Играет, как правило, по памяти. Как, кстати, и его кумир - Денис Мацуев. Мацуев хоть и не был отличником, но учился хорошо. А вот у Сережи с учебой не все ладится.
- Требования к нему такие же, как к остальным ученикам: те же учебники, упражнения, задачки, тексты для чтения и контрольные. Но для таких детей, как мой сын, они должны быть другими! И написанными другим языком, - рассказывает мама Сергея Светлана. - Перегрузка у него вызывает сильнейшие головные боли.
Самый сложный предмет - математика. Светлана - инженер по образованию, сама может объяснить Сереже любую тему так, что он усваивает урок. И удивляется, почему это не умеют делать большинство школьных учителей? С русским все проще. Учительница русского языка Галина Григорьевна - любимый педагог. В школе она почти 40 лет и знает, как подойти к таким детям:
- У них проблемы со слуховой памятью, зато хорошо развита зрительная, моторная. Поэтому читать вслух большие тексты не стоит: их надо разбивать на маленькие главки. Этим ученикам трудно дается обобщение материала, зато они могут запоминать детали.
По словам педагогов, таким детям тесты сдать легче, чем устные экзамены. Но только в том случае, если тесты будут простыми, краткими и абсолютно однозначными. Без эссе и заданий повышенной трудности.
·······ЕГЭ на больничной койке·······
Весной Сереже предстоят экзамены по русскому и математике. Они, представьте себе, проводятся в России для всех инвалидов, которые учатся в обычных школах, по общим материалам - не важно, слепой ты, глухой, с синдромом Дауна, небольшими отклонениями в психике или с прекрасным интеллектом. Спрашивают всех одно и то же. Логика такая: раз ты числишься в обычной школе, должен учиться по стандартам, которые одинаковы для всех.
Стандарты для особенных учеников пока написаны только по началке и могут вступить в силу не раньше 2016 года. О средней школе и старших классах еще и речи нет. Так что таким ученикам, как Сережа, остается надеяться только на снисхождение учителей.
Что касается технологии экзаменов, то подвижки тут есть. Для незрячих и слабовидящих детей тесты ЕГЭ переведены на шрифт Брайля, разработаны специальные тетради для того, чтобы записать ответы. Готово 402 комплекта таких экзаменационных материалов.
Есть еще одна категория учеников, которым сдавать обычные экзамены в обычных условиях не под силу. По данным Минобрнауки, в России примерно 120-130 тысяч детей считаются длительно болеющими. В этом году сдать экзамены можно будет во многих больницах.
Пока такая возможность есть только в Детской республиканской больнице и в Центре детской гематологии и онкологии имени Димы Рогачева. Ею воспользовались 59 человек. Сейчас Рособрнадзор и минобрнауки согласовывают список больниц в разных регионах страны, где будут открыты пункты проведения экзамена. В списке 80 клиник и центров в 30 регионах страны.
Извени, а чём вопрос, как это исправить или что Прочитав текст я ничего не нашёл, прости (