Хелп Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них
Проблема централизации и децентрализации государственного управления и законодательной власти в разных государствах и обществах проявляется по-разному, в зависимости от обстоятельств, потребностей народа и государства. Смотря по обстоятельствам, эта проблема предстаёт в некоторых государствах как федерализация, в других — как автономизация, в третьих — как местная децентрализация и целесообразное разделение компетенций между центральными и местными исполнительными и законодательными органами. Кое-где к децентрализации вынуждает во разнородного состава населения, в других случаях — чересчур большая территория, в третьих — культурная или экономическая зрелость или незрелость тех или иных областей. На европейском континенте очень частым доводом в пользу децентрализации являются исторические традиции и пережитки в государственном управлении, обусловленные тем, как государства образовались или расширялись за счёт разных провинций и новых территорий.
Демократия в своей теории и политической практике исходит не из коллективистского сознания, а из сознания индивидуальности отдельной личности, и рассматривает человеческое существо как первичное и основное, а государство, складывающееся из отдельных людей, — как вторичное. Жёсткая централизация — это первое и основное условие каждой диктатуры; демократия же, напротив, свою наибольшую силу черпает из свободного убеждения граждан в их принадлежности к государственному и народному целому.
Однако ни одно государство, в том числе и демократическое, не приступит к осуществлению широкой децентрализации, если оно находится под угрозой сепаратистских движений и устремлений. Если оно находится под угрозой потери части своей территории в результате добровольной децентрализации в пользу сепаратистов, то никто на свете его к добровольной децентрализации не принудит. Если децентрализаторские движения возникают лишь из-за соперничества и личных амбиций, из стремления к власти или установлению партийного правления, то тем самым совершается великий грех и преступление против собственного государства и народа.
12. Опираясь на текст, назовите три фактора, выступающие причинами децентрализации государственного управления
13. Используя содержание текста, назовите три характерные черты демократии, которые выделяет автор.
14. В каких формах, по мнению автора, может проявляться проблема централизации, децентрализации? Назовите три таких формы, проиллюстрируйте каждую из них примером.
15. Автор пишет, что децентрализаторские движения могут приводить к совершению великого греха и преступления против собственного государства и народа. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента в подтверждение авторской позиции.
последней трети хх века отмечено начало смены индустриальной эпохи постиндустриальным обществом, основные характеристики которого непосредственно связаны с прогрессом науки и проявляются в центральной роли исследований, создании новых технологий, росте класса носителей знаний. на современном этапе постиндустриализации именно знания, которые по своей природе и стремятся к выходу за национальные границы, окончательно превращаются в решающий фактор и социального прогресса.
90-е годы обозначили новый этап в развитии постиндустриального общества, особенностью которого стал опережающий рост расходов на приобретение информации и информационных технологий по сравнению с затратами на производственные технологии и основные фонды. рост информационной составляющей означает эволюцию постиндустриальной в новую , в которой доминирующими становятся отрасли, связанные с развитием информационно-коммуникационных технологий (икт).
особую актуальность проблемы становления новой имеют для стран с высокоразвитой индустрией, в частности, германии. в настоящее время рост германии, занимающей лидирующие позиции в ес, обеспечивается за счет преимущественного роста ведущих отраслей обрабатывающей промышленности: автомобилестроения, общего машиностроения, электротехники, . вместе с тем германии все отчетливее трансформируется в постиндустриальную новую , о чем свидетельствует рост таких количественных показателей, как: доля отраслей икт в объеме производимой продукции; добавленная стоимость, произведенная в отраслях икт; доля продукции, произведенной с использованием информационных технологий; размер расходов на исследования и ниокр; количество пользователей по отдельным икт; распространение икт в и хозяйствах и т.д
в россии утвердилась французская модель формы государственного правления. по принятой в настоящем учебнике научной классификации россия представляет собой типичную президентско-парламентскую республику, в организации государственной власти которой весьма своеобразно сочетаются признаки как президентской, так и парламентской республики. согласно ст. 81 конституции рф президент российской федерации избирается на шесть лет гражданами страны на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ч. 1). отсюда следует, что президент рф получает свой мандат на осуществление должностных полномочий независимо от федерального собрания рф, на основе акта учредительной власти, что является весьма характерным признаком президентской республики. в россии, как в классической президентской республике, правительство формируется внепарламентским путем. президент рф назначает с согласия государственной думы председателя правительства рф, а по его предложению заместителей председателя правительства рф и федеральных министров. по собственному праву он может председательствовать на заседаниях правительства рф (ст. 83 конституции рф). кроме того, президент рф в соответствии со ст. 32 федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. «о правительстве российской федерации» осуществляет руководство деятельностью ряда федеральных органов исполнительной власти, вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации стихийных бедствий. по представлению правительства рф он утверждает положения о правовом статусе обозначенных органов государственной власти, самостоятельно назначает их руководителей и заместителей. президент рф вправе принять без всякой мотивации решение об отставке правительства рф (ст. 83, 117 конституции рф). своим конституционным правом, как показывает практика, чрезмерно злоупотреблял первый президент россии б. н. ельцин. за два неполных президентских срока он снял и назначил 7 председателей правительства рф, около 50 вице-премьеров, 200 глав федеральных ведомств и 1300 чиновников в ранге заместителей министра. вполне естественно, что об эффективности работы правительства рф и федеральных органов исполнительной власти не могло быть и речи, поскольку высшие должностные лица страны не успевали пройти даже стадию ученичества. таким образом, в россии правительство служит лишь инструментом осуществления президентской власти и всецело зависит от нее, а не от расклада политических сил в федеральном собрании рф. судьба правительства рф, начиная с момента его формирования и вплоть до отставки, решается президентом рф. тем самым в отношениях президента и правительства рф отчетливо проявляются конституционные признаки формы государственного правления, типичные для президентской республики. лишним подтверждением тому могут служить нормы ст. 115 конституции рф, согласно которым постановления и распоряжения правительства рф в случае их противоречия конституции, федеральным законам или указам президента могут быть отменены президентом рф (ч. 3).к полномочиям главы государства в президентских республиках относится определение политического курса страны. в россии президент определяет в соответствии с конституцией рф и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства. их содержание раскрывается в указах президента рф, в его ежегодных посланиях к федеральному собранию рф (ст. 80, 84,90 конституции рф). во всех современных государствах с президентской формой правления президент наделен реальными полномочиями по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности страны. в россии он принимает в установленном конституцией рф порядке меры по охране суверенитета российской федерации, ее независимости