Естественный отбор в буквальном смысле увеличил наш мозг. последние несколько сотен тысяч лет он непрерывно усложнялся, да и размеры его возрастали — ведь мозг должен был соответствовать нашему непростому поведению: мы рисуем, беседуем, забиваем гвозди или отвечаем на электронные письма, и каждое из этих дел требует виртуозного умения планировать. этим умением передняя часть мозга. по мере того как первобытный человек овладевал языком и орудиями труда, размеры мозга увеличивались, кроме того, его области приобретали специализацию. научившись говорить, наши предки стали объединяться в группы — так было проще пережить засуху и голод. выявлялись социальные роли, определяемые полом. мужчины занимались охотой, и те из них, кто выделялся зоркостью или лучше ориентировался в пространстве (эта локализована в правом полушарии), оказывались успешнее остальных. женщины же заботились о детях, и лучше это удавалось тем, чьи языковые навыки (за которые отвечает левое полушарие) были развиты сильнее: их дети были лучше обучены и имели больше шансов выжить. эволюция языка и совершенствование орудий труда шли рука об руку. более удобные инструменты требовали от наших предков новых умений: удерживать в голове сложную и планировать путь ее решения. без навыков планирования не мог появиться и язык с его грамматическим строем: с одной стороны, нужно связывать друг с другом слова и фразы, с другой — движением лицевых мышц и мускулов языка. принято считать, что это ускорило развитие лобных долей мозга. в мозгу современного человека область, которая контролирует органы речи, находится в лобной доле и вплотную прилегает к области, движениями рук. 23. с какой областью в мозге человека соседствует область, контролирующая органы речи? какой вывод можно сделать из этого факта? конкретизируйте этот вывод, опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт. 24. можно ли на основе текста сделать вывод о том, что развитие речи у человека предшествовало овладению орудиями труда? используя текст, обществоведческие и знания, два аргумента в обоснование своего вывода.
23. С какой областью в мозге человека соседствует область, контролирующая органы речи? Какой вывод можно сделать из этого факта? Конкретизируйте этот вывод, опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт.
Из текста: «В мозгу современного человека область, которая контролирует органы речи, находится в лобной доле и вплотную прилегает к области, управляющей движениями рук.»
Мы можем сделать вывод о том, что та часть мозга, которая отвечает за контроль органов речи, сопровождается управлением рук. То есть органы речи и руки взаимосвязаны. Возможно, этим мы можем объяснить язык тела – человек думает, речевые органы работают и человек жестикулирует также.
24. Можно ли на основе текста сделать вывод о том, что развитие речи у человека предшествовало овладению орудиями труда? Используя текст, обществоведческие и исторические знания, приведите два аргумента в обоснование своего вывода.
Да, ведь развитие речи обеспечило развитие лобных долей головного мозга. А управление руками и контроль за речью находится в одном месте. Поэтому мы можем говорить о том, что одно предшествовало другому. Об этом сказано и в тексте: «Эволюция языка и совершенствование орудий труда шли рука об руку.»