9. Проанализируйте отрывок из романа Д. Дефо «Ро¬бинзон Крузо» и выполните задания 1, 2, 3.
В первые разы я так основательно обшарил нашу каю¬ту, что, мне казалось, там уж ничего невозможно было найти; но тут я заметил шифоньерку с двумя ящиками: в одном я нашел три бритвы, большие ножницы и с дю¬жину хороших вилок и ножей; в другом оказались деньги, частью европейской, частью бразильской серебряной и золотой монетой, всего до тридцати шести фунтов.
Я улыбнулся при виде этих денег. «Ненужный хлам! - проговорил я, - зачем ты мне теперь? Ты и того не сто¬ишь, чтобы нагнуться и поднять тебя с полу. Всю эту кучу золота я готов отдать за любой из этих ножей. Мне некуда тебя девать: так оставайся же, где лежишь, и отправляй¬ся на дно морское, как существо, чью жизнь не стоит спа¬сать!» Однако ж, поразмыслив, я решил взять их с собой и завернул все найденное в кусок парусины...
Как я уже сказал, у меня было немного денег, серебра и золота, всего около тридцати шести фунтов стерлин¬гов. Увы, они лежали, как жалкий, ни на что не годный хлам: мне было некуда их тратить. С радостью отдал бы я пригоршню этого металла за десяток трубок для табаку или ручную мельницу, чтобы размалывать свое зерно! Да что я! - я отдал бы все эти деньги за шестипенсовую пачку семян репы и моркови, за горсточку гороху и бобов или за бутылку чернил.
Эти деньги не давали мне ни выгод, ни удовольствия. Так и лежали они у меня в шкафу и в дождливую пого¬ду плесневели от сырости моей пещеры. И будь у меня полон шкаф брильянтов, они точно так же не имели бы для меня никакой цены, потому что были бы совершенно не нужны мне...
Я придавал цену лишь тому, чем мог как-нибудь вос¬пользоваться. Я был сыт, потребности мои удовлетво¬рялись, - для чего же мне было все остальное? Если б я настрелял больше дичи или посеял больше хлеба, чем был бы в состоянии съесть, мой хлеб заплесневел бы в амбаре, а дичь пришлось бы выкинуть или она стала бы добычей червей. Срубленные мною деревья гнили; я мог употреблять их только на топливо, а топливо мне было нужно только для приготовления пищи.
Одним словом, природа, опыт и размышление научи¬ли меня понимать, что мирские блага ценны для нас лишь в той степени, в какой они удовлетворять наши потребности, и что, сколько бы мы ни накопили богатств, мы получаем от них удовольствие лишь в той мере, в ка¬кой можем использовать их, но не больше.
1. Какую форму хозяйствования ведет Робинзон Кру¬зо? Докажите это.
2. Почему деньги при этой форме хозяйствования ста¬новятся «ненужным хламом»? Вспомнив основные функ¬ции денег, приведите не менее трех доводов.
3. Какая форма хозяйствования еще вам известна из истории? Почему она более успешно решает задачи, которые стоят перед экономикой?
Проблема налогообложения имеет разные стороны.
Только в богатой стране население платить большие налоги. Только в ней есть богатые предприниматели, которые могут, не в ущерб своему производству, платить высокие прогрессивные налоги. Чем ниже доходы населения, тем беднее база налогообложения.
«Налоги есть плата за цивилизованную жизнь» — гласит надпись на здании палаты Конгресса США. И это совершенно справедливо. Процветающее демократическое общество отличается от всех прочих двумя несомненными вещами — оно много платит людям за труд и много берет с них в виде налогов. Главное, с каким психологическим (и нравственным) чувством люди платят свои налоги. Если они доверяют своему государству, считают его самым лучшим и готовы поддержать в трудную минуту, то проблемы с уплатой налогов, как правило, не возникает. Граждане оплачивают высокий уровень социального комфорта, надежную обороно эффективное государственное управление, справедливые законы и юридическую защиту прав и, самое главное, свою свободу.
Государство перераспределяет национальный доход в пользу менее обеспеченных слоев, формирует эффективную политику занятости и охраны прав работника на предприятии, оказывает поддержку семье, заботится о безработных, престарелых, молодежи, образовании, здравоохранении, культуре.
Совокупность подобных мер, проводимых правительством в социальной сфере, называется социальной политикой.
Современное общество оказывает неимущим согражданам, создавая специальные программы борьбы с бедно
стью и безработицей. Они предусматривают перераспределение доходов от зажиточных и богатых в сторону нуждающихся.
Понятия: налогообложение, прямые налоги, косвенные налоги. Вопросы и задания
1. В каких формах осуществляется вмешательство государства в экономику?
2. Что такое налогообложение? Каким образом с этим явлением сталкивается ваша семья?
3. Что делает правительство для того, чтобы:
— сохранить рыночную систему;
— обеспечить общественные товары и услуги;
— защитить население от вредных побочных последствий;
— перераспределить доходы;
— стабилизировать экономику.
4. Перечислите основные виды налогообложения и дайте их характеристику.
5. Перечислите те секторы экономики, которые нуждаются в государственном контроле прежде всего.
*6. Почему государственное вмешательство в экономику в течение последних лет так быстро росло?
*7. Правомерно ли говорить о справедливых и несправедливых налогах?
*8. Как вы считаете, ослабление налогов повышает интерес людей к труду или нет? ответ аргументируйте.
■ Проблема. Какие наиболее эффективные государство может использовать при сборе налогов?
J&1 Практикум. Ниже приведены два суждения. Вам необходимо их прокомментировать, дать свою аргументацию.
1. Ослабление налогов повышает интерес людей к труду.
2. Когда в магазинах нет товаров, стимулы к труду угасают.
Сейчас сама формулировка о том, что какой-то человек может быть совестью народа, вызывает глубокое недоверие. Когда-то в качестве "совести народа" превозносили себя диссиденты. Их послушали и развалили Советский Союз, это привело к неисчислимым бедам и лишениям, сам Владимир Владимирович Путин назвал это крупнейшей геополитической катастрофой 20 века, и я с Президентом в этом абсолютно согласна. Но нет худа без добра: по моему мнению, это дало народу надежную прививку от проходимцев, именующих себя "совестью народа". Сейчас каждый человек инстинктивно знает: если кто-то называет себя "совестью народа", то он ищет случая продать и предать страну, воспользоваться недовольством людей в своих личных политических целях и причинить зло тем, кто ему доверился. Народу не нужна самозваная совесть - у него есть настоящая, внутренняя.