9. Что характеризует хозяйственную функцию семьи: А) регламентация поведения; Б) воспроизводство социальной структуры; В) организация семейного досуга; Г) распределение домашнего труда 10. Принадлежность к семье Р. предоставляет её членам возможность сделать хорошую карьеру. Какая функция семьи иллюстрируется данным примером: А) экономическая; Б) социального контроля; В) эмоционально-психологическая; Г) социально-статусная
11. Найдите в приведённом списке проявления экономической функции семьи: А) обучение детей трудовым навыкам; Б) материальная поддержка близких; В) распределение домашнего труда; Г) наделение наследственным статусом; Д) организация досуга; Е) семейное предпринимательство. Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.
12. Верны ли следующие суждения о социальных нормах:
1. все социальные нормы возникают и действуют только в малых группах.
2. традиции и обычаи станут социальными нормами при условии, что будут записаны.
А) верно только 1; Б) верно только 2; В) верны оба суждения; Г) оба суждения неверны
13. Любой социальной группе присуща(и): А) малочисленность состава; Б) родственные связи; В) неформальный контроль за поведением; Г) общность социального статуса
14. Ниже приведён перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из их ряда, образованную по другому признаку.
А) православные; Б) мусульмане; В) протестанты; Г) консерваторы; Д) католики
15. По признаку принадлежности к религиозной конфессии выделяют такую социальную общность, как: А) сельчане; Б) москвичи; В) рабочие; Г) католики
16. Какой признак лежит в основе объединения людей и их групп в такую социальную общность, как горожане: А) политический; Б) территориальный; В) профессиональный; Г) социально-классовый
17. Укажите проявление национальной политики в демократическом обществе: А) деятельность общественных организаций, разжигающих национальную рознь, запрещена; Б) ограничены возможности общаться, воспитывать и обучать на родном языке; В) государство предоставляет возможность получить высшее образование только представителям национальных меньшинств; Г) указание и определение гражданином своей национальности обязательно
18. Вера в сверхъестественные силы – основа: А) этических норм; Б) религиозных норм; В) моральных норм; Г) эстетических норм
19. Установите соответствие между понятием и определением:
Понятия Определения
1) социальная мобильность,
2) социальная дифференциация,
3) социальная роль,
4) социальная норма
А) социальные функции, выполняемые человеком в соответствии с его социальным статусом,
Б) перемещения из одной социальной группы в другую,
В) установленное в обществе правило (образец) поведения,
Г) разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение
20. Установите соответствие между общественными группами и примерами общественных групп:
Общественные группы Примеры общественных групп
1) малая группа;
2) сословие;
3) класс А) промышленная буржуазия;
Б) бригада полеводов;
В) рыцарство
21. Тенденция к межнациональной интеграции проявляется в: А) сепаратизме; Б) усилении национальных особенностей; В) сближении народов; Г) национальной изоляции
22. К предотвращению межнациональных конфликтов ведет: А) создание национально-однородных государств; Б) компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства; В) обеспечение прав и свобод граждан независимо от национальной принадлежности; Г) последовательное наращивание военного потенциала государства
23. Какое суждение верно:
1. люди всех национальностей в демократическом государстве должны иметь одинаковые права и обязанности.
2. в современном мире национальные различия утратили различие.
А) верно только 1; Б) верно только 2; В) верны оба суждения; Г) оба суждения неверны
24. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях.
Межнациональное сотрудничество .
1. развитию национальной культур.
2. преодолению национальной ограниченности.
Основа межличностных отношений.
В основе межличностных отношений лежит общий интерес. Это подкрепляется эмоциями и чувствами, которые люди испытывают при совместном интересе. Межличностные отношения не всегда носят положительный окрас, иногда такие отношения конкурентные. Появление таких отношений вызвано противостоянием при общем или разном интересе. Как совокупность взаимодействий между людьми, межличностные отношения имеют связи. Те, в свою очередь, делятся на визуальные, аффективные и лингвистические. Визуальные связи подразумевают визуальный контакт, включая язык тела, внешний вид и так далее. С лингвистическим и аффективным все понятно – вербальное общение, разветвление общения. Для чего людям необходимы межличностные отношения? Основа этого лежит в необходимости интеллектуального развития каждого из субъектов отношений.
В нашем современном обществе среди людей образуются различные группы: по национальности, общим увлечениям и интересам. Но иногда в них происходит такое частое явление, как недопонимание и неготовность считаться с чужим мнением. Из-за этого порой эти группы могут распадаться или выгонять из своих рядов членов. Если взять, к примеру, подростков, то среди молодежи может произойти такая ситуация: если один человек в группе, отказывается курить, а все остальные в этой компании курят, то они могут просто-напросто перестать с ним общаться. Это происходит из-за отсутствия в современном обществе таково понятия как толерантность. Люди не желают слушать чужие мнения и относиться к ним с уважением. Такое положение в обществе кажется мне неправильным, и нужно стараться показать людям, как важна толерантность.
В рассказе В. М. Гаршина "Attalea Princeps" очень точно показана ситуация недопонимания и нежелания понимать. В виде людей здесь выступают растения, запертые в оранжерее. Они не хотят считаться с мнением огромной пальмы, мечтающей вырваться на свободу, не хотят пойти ей навстречу, и ей приходиться действовать в одиночку. Рассказ заканчивается печально, и пальма в конце погибает, а мы понимаем, что происходит это из-за отсутствия толерантности, как в этом рассказе, так и в нашей жизни.
С моей точки зрения, толерантность - это то качество, которое должно присутствовать в каждом человеке. Если я посмотрю на себя, то я не смогу сказать, что я толерантный человек. Я не всегда прислушиваюсь к чужим мнениям, я не терпима по отношению к другим и легко раздражаюсь. Но я пытаюсь воспитывать в себе это качество, ведь я знаю, что трудно жить в обществе, не считаясь с ним.
Этим я хочу сказать, что если человек сам не поймет, что терпимость и выдержка по отношению к другим людям бесспорно очень важны, то никто не сможет воспитать в нем эти чувства.
Толерантность - это тоненький лучик света, лучик понимания и взаимного уважения, лучик терпеливости и выдержки, и чтобы этот лучик стал большим и ярким солнцем, нужно, чтобы каждый человек научился его видеть.