Суров и задумчив казацкий атаман. Не веселит его ни песня казацкая, ни награбленное добро, ни плененный персидский княжич. Думы одолели мятежника. Под стать атаману и казаки-гребцы. Мрачен и пленный перс. Отворачивается он от предлагаемой чары с хмельным вином. Веселится лишь один казак, тот, что предлагает чарку княжичу, в порыве пьяного гостеприимства. Спит, утомленный разбойными делами казак богатырского сложения.
Утренний ветер наполнил парус, восход окрасил реку и воздух в синевато-розовые тона. Безмятежна природа в это раннее время. Но вся картина наполнена густой и темной тревогой...
На атамане богатая одежда, возлежит он на дорогом ковре, за спиной его верные соратники. Что же так беспокоит вожака? Подперев голову кулаком, нахмурив брови, слушает он песню кобзаря. Тяжелый взгляд в никуда, напряженная поза героя заставляют зрителя почувствовать внутреннюю тревогу.
Композиционно Разин противопоставлен персидскому княжичу. Герой видит в своем пленнике собственное будущее. Княжич, осознавая свою судьбу, обреченно-пассивен. Подобно атаману, он не встречается взглядом ни с кем. С атаманом его разделяет пропасть: разное происхождение, разное отношение к жизни (знатный перс покорился судьбе, атаман собирается с ней поспорить).
Автор окружил казачью ладью умиротворяющим и красивым пейзажем. Нежные, практические акварельные тона неба, воды, береговой линии, создают легкую, нежную атмосферу утра. В образах казаков нет ничего разбойничьего. Перед зрителем сильные, но уставшие от своей горькой доли люди.
Разбросаны разбойничьи трофеи по лодке, мокнут в воде дорогие ковры. Автор словно пытается сказать, что нет у казаков никакого уважения к богатству. Воля - единственная их цель. Трагедия заключается в том, что не знают они в чем же заключается истинная воля. Вот и атаман, не имеющий конкретной цели, задумался о будущем. Нет в этих думах ничего радужного.
Еще несколько взмахов веслами и ладья скроется за горизонтом. Где, на каком берегу высадится атаман, кто станет его следующей жертвой? Неизвестно. Одно лишь ясно - не свернет он со своей дороги, лишь сила, во много раз превосходящая силу его войска, остановит этот путь, поиски "правды", стремление к истинной воли.
Грозным предупреждением выглядит картина: народный гнев, сильный, жестокий, неуправляемый, может смести на своем пути всех и вся.
Утренний ветер наполнил парус, восход окрасил реку и воздух в синевато-розовые тона. Безмятежна природа в это раннее время. Но вся картина наполнена густой и темной тревогой...
На атамане богатая одежда, возлежит он на дорогом ковре, за спиной его верные соратники. Что же так беспокоит вожака? Подперев голову кулаком, нахмурив брови, слушает он песню кобзаря. Тяжелый взгляд в никуда, напряженная поза героя заставляют зрителя почувствовать внутреннюю тревогу.
Композиционно Разин противопоставлен персидскому княжичу. Герой видит в своем пленнике собственное будущее. Княжич, осознавая свою судьбу, обреченно-пассивен. Подобно атаману, он не встречается взглядом ни с кем. С атаманом его разделяет пропасть: разное происхождение, разное отношение к жизни (знатный перс покорился судьбе, атаман собирается с ней поспорить).
Автор окружил казачью ладью умиротворяющим и красивым пейзажем. Нежные, практические акварельные тона неба, воды, береговой линии, создают легкую, нежную атмосферу утра. В образах казаков нет ничего разбойничьего. Перед зрителем сильные, но уставшие от своей горькой доли люди.
Разбросаны разбойничьи трофеи по лодке, мокнут в воде дорогие ковры. Автор словно пытается сказать, что нет у казаков никакого уважения к богатству. Воля - единственная их цель. Трагедия заключается в том, что не знают они в чем же заключается истинная воля. Вот и атаман, не имеющий конкретной цели, задумался о будущем. Нет в этих думах ничего радужного.
Еще несколько взмахов веслами и ладья скроется за горизонтом. Где, на каком берегу высадится атаман, кто станет его следующей жертвой? Неизвестно. Одно лишь ясно - не свернет он со своей дороги, лишь сила, во много раз превосходящая силу его войска, остановит этот путь, поиски "правды", стремление к истинной воли.
Грозным предупреждением выглядит картина: народный гнев, сильный, жестокий, неуправляемый, может смести на своем пути всех и вся.