5. Перечитай отрывок из известной поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»: 1ть ил- адачи. Государь ты наш, Иван Васильевич! Не кори ты раба недостойного: Сердца жаркого не залить вином, Думу чёрную не зaпoтчевать! А прогневал тебя воля царская; Прикажи казнить, рубить голову... Найди положение в параграфе, иллюстрацией которого мо- жет служить этот отрывок. Поясни свой выбор.
Социальная структура — это «организация связей», «упорядоченное устройство частей», «последовательные, устойчивые регулярности», «образец, т. е. наблюдаемая закономерность действия или деятельности», «связи между группами и индивидами, которые находят свое отражение в их поведении» и т. д. Из всех этих определений можно извлечь главное: социальная структура не представляет собой нечто конкретное, «зримое»... Но она присутствует во всем том, что имеет место в обществе, во всех формах социального поведения... группах, движениях...
Социальная структура обладает двойственным характером, если рассматривать ее с точки зрения человека. С одной стороны, она поддерживает рациональную, разумную деятельность, внушает уверенность в прочности устоев жизни и общества в целом. В этом смысле социальная структура обладает как бы терапевтическими свойствами, т. е. указывает нам на присутствие своего рода норм и идеалов, она «врачует» униженных и оскорбленных и стимулирует «сильных» на дальнейший рост. С другой стороны, социальная структура выступает в качестве жесткого ограничения возможного в обществе, она требует, «давит», наказывает и даже уничтожает (как в социальном, так и в физическом отношении) тех, кто ей сопротивляется.
Этот двойственный характер социальной структуры находит свое отражение и в нашей неоднозначной трактовке ее влияния на отдельную личность. Мы ищем и желаем ее поддержки, но мы всеми возможными сопротивляемся ее нормативным предписаниям, постоянно внушая себе и другим, что наш личный опыт полностью отличен от опыта других людей, что мы абсолютно уникальны и что все требования структуры касаются других, но не нас лично.
Скажем, мы не чужды таким понятиям, как «сделать карьеру», «добиться успеха» и т. д. Всего этого можно достичь, если научиться «вписываться» в существующие структуры, либо решительно и энергично преобразовывать их таким образом, чтобы они максимально поддерживали вас в вашей деятельности.
По кн.: Социология: парадигмы и темы /Кравченко СЛ., Мнацканян М.О., Покровский Н.Е. М„ 1997. С. 186, 208—209
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые
фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
понятие «социальная структура»;
двойственный характер социальной структуры;
влияние социальной структуры на личность.
С2. Приведите два из сформулированных автором определений социальной структуры.
В правильном ответе должны быть названы следующие определения: социальная структура — это связи между группами и индивидами, которые находят свое отражение в их поведении;
образец, то есть наблюдаемая закономерность действия или деятельности.
СЗ. Какие два аргумента автор приводит в подтверждение идеи о двойственном характере социальной структуры?
В правильном ответе должно быть отмечено, что социальная структура поддерживает рациональную, разумную деятельность;
выступает в качестве жесткого ограничения возможного поведения в обществе.
С4. Каким образом социальная структура общества может вать реализации личности человека? Приведите пример, иллюстрирующий ваш ответ.
В ответе должно быть указано, что социальная структура диктует человеку определенные правила поведения. Следуя этим нормам и правилам, человек может более свободно вписаться в существующие социальные структуры и благодаря этому быстрее продвигаться по службе.
Приведен пример: человек, придя в новый трудовой коллектив, быстрее наладит контакты с сослуживцами, если будет соблюдать существующие в нем правила субординации и станет членом одной из многочисленных малых групп данного коллектива, чем если бы он вводил свои правила поведения и противопоставлял себя коллективу.
С5. Михаил Б. - выпускник Института туризма. Еще с первого курса он стремился работать в туристическом агентстве, чтобы лучше познакомиться с будущей специальностью. Но ему доверяли только работу курьера, объясняя это тем, что он студент, а не специалист. Как в данной ситуации отразилось влияние социальной структуры на личность? Приведите положение текста источника, подтверждающее ваш ответ.
• Загрязнение воздуха и его последствия
Загрязнение воздуха, вызванное загрязнителями воздуха, оказывает негативное влияние на растенияОксиды серы и азота выбрасываются в атмосферу при сжигании ископаемого топлива. Газы превращаются в кислотные осадки или дождевые капли, которые образуют кислотные дожди и заражают растения и другие виды растительности, делая пищу, которую мы едим, вредной и токсичной. Загрязнение воздуха является основной причиной истощения озонового слоя и многих других вредных воздействий на окружающую среду.• Истощение озонового слоя
Истощение озонового слоя привело к глобальному потеплению. Озон находится в стратосфере атмосферы. Выброс ХФУ наряду с низкими температурами является основной причиной разрушения озонового слоя.• Последствия истощения озонового слоя
Воздействие ультрафиолетовых лучей может привести к раку кожи, и это несколько типов, таких как меланома, клеточный рак и базальный. Прямое воздействие ультрафиолетовых лучей может также привести ко многим проблемам, связанным с глазами, таким как проблемы с катарактой, снежная слепота или даже фотокератит. Иммунная система человека может ухудшиться из-за воздействия ультрафиолетовых лучей; поскольку повышенные температуры ослабляют реакцию иммунной системы. Воздействие ультрафиолетовых лучей также может привести к старению кожи, в результате чего человек выглядит намного старше, чем он есть на самом деле. Воздействие ультрафиолетовых лучей может также вызвать респираторные заболевания, такие как боль в груди, затруднение дыхания или даже раздражение горла. Разрушение озонового слоя также влияет на других живых существ, таких как животные. Из-за повышения температуры другие организмы начинают вымирать. Разрушение озонового слоя также влияет на морскую флору и фауну, поскольку воздействие ультрафиолетовых лучей нагревает воду, что приводит к высыханию водоемов. - Защита от пагубных последствий• Охрана земель и принятие мер по защите почв
o разведение червей
o высадка зеленых насаждений
• Охрана лесов
o восстановление численности популяции
o сохранения принципа естественного воспроизведения этой популяции
o восстановление леса
• Ограничение выбросов в атмосферу и гидросферу с целью улучшения общей экологической обстановки.
• Создание заповедников, национальных парков с целью сохранения природных комплексов.
• Ограничение ловли рыбы, охоты с целью сохранения определённых видов.
• Ограничение выброса мусора.