3. Автордың «Тоқтар Әубәкіров – Жаратушы мен Азаттық аңсаған халқының арасын жалғап жібергендей көрінеді де тұрады!» деген ойын қалай жалғастырар едіңіздер?
Высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т.е. в реализации которых участвует не один, а два человека. И лишь постепенно они становятся внутренними (т.е. переходят из интра- в интропсихические). Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру.
Если обобщить влияние общения на общее психическое развитие ребенка, то можно сказать, что:
оно ускоряет ход развития детей (появление и последующее развитие как операционально-технических, так и перцептивных навыков);оно позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию (так например, прослушивание детьми в интернатах магнитофонной речи, в случае включения в живое общение с окружающим нормализации речи при отставании ее развития);оно же позволяет исправить дефекты, возникшие у детей при неправильном воспитании.
Это влияние прослеживается во многих сферах психического развития: начиная от области любознательности детей и заканчивая развитием личности и осуществляется благодаря тому, что:
для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др);при обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставят задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком;взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию;ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.
Выделяют несколько типов средств общения, с которых дети взаимодействуют со взрослыми:
экспрессивно-мимические: возникают в онтогенезе первыми (в течении первых двух м-цов жизни) и служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами, которые адресованы окружающим; они также выражают содержание общения, которое не может быть передано с необходимой точностью через другие средства - внимание, интерес и т.п.предметно-действенные: возникают позднее (до 3-х лет) и имеют также знаковую функцию, без которой не возможно взаимопонимание между людьми; отличаются от экспрессивно-мимических большей произвольностью;речевые операции: позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие.
В случае недостаточности контактов со взрослыми наблюдается снижение темпа психического развития, повышается сопротивляемость болезням (дети-воспитанники детских учреждений закрытого типа; дети, пережившие войны, хрестоматийные случаи К. Гаузера и др.) Полная же изоляция детей от взрослых не позволяет им стать людьми и оставляет их на положении животных (дети-маугли, волчьи дети).
Поскольку общение ребенка со взрослыми на разных этапах его развития имеет свою специфику и служит разным целям, рассмотрим его последовательно.
АЖДАНИН НЕ ИМЕЕТ ОТЕЧЕСТВА БЕЗ СОБСТВЕННОСТИ. ПИФАГОР
Античная эпоха нам близка тем, что у них там каждый был философом. Например, Пифагор. Мы думали, что он математик, что-то слышали в школе про пифагоровы штаны, ан нет. Выступил этот самый Пифагор как глубокий философ, которому близки проблемы собственности и патриотизма.
У нас проблемы собственности и патриотизма тоже близки каждому. Всем обидно за державу. Будь у тебя в кармане миллион или ржавый гвоздь – мы патриоты. Даже когда говорим “в этой стране”, делая вид, что это не наша страна, все равно патриоты.
Беда в другом. Одни патриоты, те, у которых в кармане миллион, считают, что всем надо много работать, самореализовываться, а не сидеть, засунув руки в карманы,
в которых лежит ржавый гвоздь.
Другие патриоты, те, у которых в кармане ржавый гвоздь, в уме без ошибок Пифагору и средней школе – легко делят миллион на цену “Гжелки” и изумляются жлобству первых патриотов. Какие деньжищи-то уходят.. . Хочется воткнуть ржавый гвоздь сами знаете куда.
Значит, нас разделяет не размер патриотизма, а размер собственности. Этот водораздел проходит по умам и душам патриотов.
Одно радует: половина граждан, думая о судьбах родины, связывают ее процветание с развитием малого бизнеса и инициативой людей. Значит, есть надежда, что когда-то одни патриоты перестанут говорить “эта страна”, а другие – возьмут в руки молоток. Гвоздь-то уже есть.
Высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т.е. в реализации которых участвует не один, а два человека. И лишь постепенно они становятся внутренними (т.е. переходят из интра- в интропсихические). Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру.
Если обобщить влияние общения на общее психическое развитие ребенка, то можно сказать, что:
оно ускоряет ход развития детей (появление и последующее развитие как операционально-технических, так и перцептивных навыков);оно позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию (так например, прослушивание детьми в интернатах магнитофонной речи, в случае включения в живое общение с окружающим нормализации речи при отставании ее развития);оно же позволяет исправить дефекты, возникшие у детей при неправильном воспитании.Это влияние прослеживается во многих сферах психического развития: начиная от области любознательности детей и заканчивая развитием личности и осуществляется благодаря тому, что:
для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др);при обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставят задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком;взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию;ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.Выделяют несколько типов средств общения, с которых дети взаимодействуют со взрослыми:
экспрессивно-мимические: возникают в онтогенезе первыми (в течении первых двух м-цов жизни) и служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами, которые адресованы окружающим; они также выражают содержание общения, которое не может быть передано с необходимой точностью через другие средства - внимание, интерес и т.п.предметно-действенные: возникают позднее (до 3-х лет) и имеют также знаковую функцию, без которой не возможно взаимопонимание между людьми; отличаются от экспрессивно-мимических большей произвольностью;речевые операции: позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие.В случае недостаточности контактов со взрослыми наблюдается снижение темпа психического развития, повышается сопротивляемость болезням (дети-воспитанники детских учреждений закрытого типа; дети, пережившие войны, хрестоматийные случаи К. Гаузера и др.) Полная же изоляция детей от взрослых не позволяет им стать людьми и оставляет их на положении животных (дети-маугли, волчьи дети).
Поскольку общение ребенка со взрослыми на разных этапах его развития имеет свою специфику и служит разным целям, рассмотрим его последовательно.
Античная эпоха нам близка тем, что у них там каждый был философом. Например, Пифагор. Мы думали, что он математик, что-то слышали в школе про пифагоровы штаны, ан нет. Выступил этот самый Пифагор как глубокий философ, которому близки проблемы собственности и патриотизма.
У нас проблемы собственности и патриотизма тоже близки каждому. Всем обидно за державу. Будь у тебя в кармане миллион или ржавый гвоздь – мы патриоты. Даже когда говорим “в этой стране”, делая вид, что это не наша страна, все равно патриоты.
Беда в другом. Одни патриоты, те, у которых в кармане миллион, считают, что всем надо много работать, самореализовываться, а не сидеть, засунув руки в карманы,
в которых лежит ржавый гвоздь.
Другие патриоты, те, у которых в кармане ржавый гвоздь, в уме без ошибок Пифагору и средней школе – легко делят миллион на цену “Гжелки” и изумляются жлобству первых патриотов. Какие деньжищи-то уходят.. . Хочется воткнуть ржавый гвоздь сами знаете куда.
Значит, нас разделяет не размер патриотизма, а размер собственности. Этот водораздел проходит по умам и душам патриотов.
Одно радует: половина граждан, думая о судьбах родины, связывают ее процветание с развитием малого бизнеса и инициативой людей. Значит, есть надежда, что когда-то одни патриоты перестанут говорить “эта страна”, а другие – возьмут в руки молоток. Гвоздь-то уже есть.