21. Познакомьтесь с фрагментом статьи российского учёного Д.С. Лихачёва и выполните задания 1, 2, 3.
Природа обычно рассматривается как объект хозяйственной деятельности человека, но в действительности она в значительной степени формирует и духовную сферу человека. Человек, как биологический объект, не может существовать вне природы.
Отношения природы и человека – это отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна», общежительна, обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях.
Обе культуры – плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы с ее многомиллионнолетним существованием – сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры. Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. Но все, же в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие. Казалось бы, оно должно было оставлять обе части равными, проходить где-то посередине. Но нет, равновесие всюду свое и всюду на какой-то своей, особой основе, со своею осью. На севере в России было больше «природы», а чем дальше на юг и ближе к степи, тем больше «человека».
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Найдите в тексте и выпишите черты сходства мира природы и мира человека.
3. Приведите три примера влияния природы на образ жизни и культуру человека.
Состояние культуры в современной России говорит о том, что мы сейчас во многом стали похожи на западные страны, у нас существует сейчас свобода творчества, нет запретных тем в культуре, никто не издает предписаний, которые заставляют художников писать картины про великие стройки, а писателей и поэтов славить строителей коммунизма. Но что тревожит нас, современных жителей России, так это настоящее состояние культуры, наше безразличие к обычаям и традициям нашего русского и остальных народов, проживающих в составе современной России, потому что культура России - это не только культура русского народа, но и всех других, которые на протяжении веков являлись его братьями и вместе творили историю, создавали культурные и материальные ценности. Остается важной также проблема развития нашего русского языка, который является у нас государственным и родным для многих миллионов человек, остается лишь надеяться , что в школах и других общеобразовательных учреждениях увеличат количество часов на изучение нашего могучего и родного языка и литературы, чтобы каждый ребенок мог с детства прикоснуться к богатству языка и литературы, к сокровищнице русской литературы. Другим шагом по внедрению истинной культуры должно быть проникновение высоких стандартов культуры в массовую культуру, где уже стало возможно низкопробное искусство, которое развито, потому что оно проносит наибольшую прибыть, надо думать о будущем , о будущем наших детей, и не пичкать их не развлекательными сериалами и детективами, а знакомить действительно с высокоидейными произведениями, составляющими наше достояние, достояние нашей русской культуры. Необходимо следить за состоянием информации в интернете, где можно скачать и смотреть все, что угодно, там необходимо внести контроль за тем, что можно смотреть, ведь на знаниях и передачах интернета сейчас воспитывается в основном наша молодежь, и от того, какие она приобретет тут знания и навыки, зависит и наше с вами будущее. Также необходимо стремиться к пропаганде не только успеха в жизни, как на западе, но и пропаганде гармоничной личности, в которой все связано, здоровый образ жизни, высокая культура и нравственные устои. В этом и состоит задача всей нашей современной культуры, культуры России.
Снятие жестких рамок цензуры в конце ХХ века дало новый толчок развитию культуры современной России. Больше внимания стало уделяться образовательным программам, направленным на внедрение новых стилей, жанров, взаимодействию с зарубежными мастерами и бестселлерами, расширение аудитории, удовлетворение разных вкусов среди населения. Стремительный рост затронул сферу шоу-бизнеса. Распространение телевидения практически во всех уголках страны породило спрос на разного рода программы.
Театры, художественные галереи и музеи постигла та же учесть. Классические произведения предстают перед зрителями в современной интерпретации, стало возможным комбинировать разные сферы искусства в более качественном формате: кино и литература, музыка и живопись, театр и хореография. Внедрение технологий позволяет изучать структуру и технику исполнения сокровищ мирового искусства.
Духовная жизнь наполнена и религиозными практиками. Свобода вероисповедания открыла многим жителям страны второе дыхание. Возможность самовыражения стала проявляться и в церковном искусстве. Поэты, художники, композиторы, творящие в стенах храмов, представляют одухотворенное пространство со всеми составляющими тонкого мира.
Спорт также является неотъемлемой частью российской культуры. Активные меры по приобщению граждан дают свои благостные плоды: русские спортсмены занимают лидирующие позиции как на национальных, так и международных олимпиадах и соревнованиях.