1. Які функції виконує система освіти і як вона впливає на процес соціалізації? 2. Чи погоджуєтесь ви з думкою Ж. Бюрдо, що демократія сьогодні — це форма іб життя, релігія, і лише як похідне — форма правління? Обґрунтуйте.
3. Чому місцеве самоврядування називають школою демократії?
4. На яких принципах ґрунтується суспільно-політичне життя в Україні? Відповідь обґрунтуйте.
Дисциплина является необходимым условием нормального существования общества; благодаря Дисциплина поведение людей принимает упорядоченный характер, что обеспечивает коллективную деятельность и функционирование социальных организаций. В обществе всегда существует общеобязательная Дисциплина и специальная Дисциплина - обязательная только для членов определенной организации (трудовая, партийная, воинская и т.д.). Дисциплина всегда определяется господствующими общественными отношениями и служит для их поддержания. Различают внутреннюю Дисциплина, или самодисциплину, Дисциплина из соображений выгоды и Дисциплина по принуждению. Внутренняя Дисциплина предполагает глубокое усвоение (интериоризацию) членами общества норм, регулирующих поведение людей. Такая Дисциплина поддерживается без внешних санкций и принудительных мер. "... Подчинение может, при идеальной сознательности и дисциплинированности участников общей работы, напоминать больше мягкое руководство дирижера" (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 36, с. 200). Дисциплинированный человек испытывает внутреннюю потребность следовать принятым нормам поведения и в случае их несоблюдения испытывает угрызения совести, чувство вины и т.д. В отличие от внутренней Дисциплина, Дисциплина из соображений выгоды и Дисциплина по принуждению опираются на внешние санкции - положительные или отрицательные. Член общества или организации может следовать нормам и распоряжениям только в расчете на материальное или какое-либо иное поощрение или стремясь избежать наказания. В конечном счете Дисциплина определяется степенью сочетания личных интересов членов общества, их потребностей и выполняемых ими социально обусловленных норм поведения. Если эти нормы не становятся внутренними пружинами действий индивидов, возникают разного рода отклонения в поведении, которые либо регулируются с механизмов социального контроля, либо могут привести к изменениям и ломке существующих норм и институтов. Однако общественно вредной может оказаться и чрезмерно жесткая Дисциплина, т.к. в этих условиях члены общества лишаются творческой инициативы, а общественная система утрачивает необходимую гибкость.
Общество как система
1. Понятие общество: - в широком смысле слова - в узком смысле слова
2. Общество как динамичная саморазвивающаяся система
3. Характерные черты общества как динамичной саморазвивающейся системы: - состоит из элементов – подсистем - совокупность элементов является нечто большим, чем простая их сумму - характеризуется динамичностью и незавершенностью как самой системы, так и отдельных ее элементов
4. Сферы общественной жизни: - экономическая сфера - политическая сфера - социальная сфера - духовная сфера
5. Взаимодействие сфер общественной жизни: - между собой - с природой
ъ6. Влияние сфер общественной жизни на индивида
7. Тенденции развития сфер общественной жизни: - дифференциация - интеграция
или так
1. «Человек немыслим вне общества».
2. Понятие общество в узком и широком смысле
3. Функции общества: • Производство материальных благ и услуг • Распределение продуктов труда • Регламентация и управление деятельностью и поведением • Воспроизводство и социализация человека • Духовное производство и регулирование активности людей
4. Признаки общества: • Организованность • Сравнительная устойчивость • Сложность • Иерархичность • Динамичность
5. Взаимодействие общества и природы: гармоничная и конфликтная связи.
6. Сферы общества и их взаимосвязь: • Экономическая • Социальная • Политическая • Духовная
7. Основные признаки типологий общества производства • Форма производства • Место положения • Историческое развитие • Культура образования • Национальность
8. Общественное развитие: реформа и революция.
9. Многовариантность и неравномерность общественного развития.
10. Подходы к изучению общества: • Цивилизационный • Формационный
11. Общество в философии. 12. «Общество живет признанными истинами».