1 Приведите примеры каждого вида социальных норм. 2. Что
такое социальный контроль? 3. В чем состоит значение са-
моконтроля? 4. Каковы причины отклоняющегося поведения?
5. В чем социальная опасность преступности? 6. Каковы по-
следствия наркомании для личности, семьи, общества?
Древние скотоводы и земледельцы в Казахстане.Археологические исследования на нашей земле показали, что скотоводство развивалось в Казахстане в каменном и бронзовом веках. В результате раскопок в местечке Сексеулди в Приаралье были обнаружены кости прирученных животных, относящиеся к 3 тысячелетию до н.э.
Археологические находки в поселениях Аркаим Кустанайской области и Ботай Северо-Казахстанской области, относящиеся к каменной и бронзовой эпохам, подтверждают развитие скотоводства, в частности коневодства. Скотоводство в то время начиналось с приручения скота.
В бронзовом веке преобладало оседлое скотоводство. Наличие крупного рогатого скота вынуждало местное население запасаться сеном. Найденные в раскопках бронзовые серпы говорят о том, что жители стали заниматься новым видом деятельности — заготовкой кормов для скота. Сенокошение, заготовка кормов на зиму привели к развитию другого хозяйства — зернового. Так, уже в первом периоде бронзового века вместе с оседлым скотоводством появляется новая форма хозяйствования — земледелие: выращивание зерна, обработка почвы.
Второй этап скотоводческой деятельности выявлен в средний период бронзового века. При исследовании исторического местожительства казахов обнаружено множество костей одомашненных овец, коров, лошадей и верблюдов. Это говорит о том, что местные жители имели разнообразные виды животных, которые не только содержались на подножном корме, а также требовали заготовок корма на зиму. В раскопках найдены уздечки, поводья для верховой упряжи коня. Отсюда можно сделать вывод, что жителей беспокоила мысль о поиске новых' сенокосных угодий, люди меняли стоянки. Появляется новый вид скотоводства — кочевое. Причем летние пастбища и зимовки должны были быть постоянными. Если каждое хозяйство использовало угодья возле своих зимовок, то летом они уезжали на свои жайляу — летовки.
Таким образом, в последний период бронзовой эпохи исторические жители занимались кочевым скотоводством. В это же время люди начинают заниматься обработкой земли.
Развитие кочевого скотоводства.На территории Казахстана развивались три формы скотоводства. На Мангистау, в Западном и Центральном Казахстане, а также частично в горной местности развивалось кочевое скотоводство. Это первая его форма. Она имела свои специфические особенности. Люди имели постоянные зимовки. Но там они жили зимой, временно, а в другие сезоны года кочевали со своим скотом. Этот вид деятельности кочевников еще до нашей эры описали античные авторы (Геродот, Гиппократ, Страбон), путешественники позднего средневековья (П. Карпини, ибн Баттута, ибн аль-
Факиха, В.Рубрук и др.). Люди, занимавшиеся этим видом скотоводства, совершенно не занимались зерновым хозяйством. На зиму они заготовляли небольшое количество сена. Главными видами животных были овцы, лошади и верблюды. Крупного рогатого скота было мало. Издавна для каждого рода и племени были традиционными маршруты кочевий.
Вторая форма — полукочевое скотоводство. У этих хозяйств были устойчивые, хорошо организованные зимовки: землянки, скотные дворы и другие строения. По данным археологических раскопок, такое хозяйствование развивалось в стране со времен сакско-усуньской эпохи. Оно было распространено в Семиречье, Восточном Казахстане, на Западном Алтае — в степных, лесных и высокогорных районах. Здесь пастбища находились не очень далеко. Кочевья проходили на неболь- I них расстояниях. С зимовок они отправлялись на весенние травостои, затем переезжали с зимовок на жайляу и обратно без промежуточных остановок.
Такие полукочевники понемногу занимались и земледелием. Они в пределах своих зимовок выращивали просо, ячмень, пшеницу. Зерна этих растений были найдены в результате раскопок в Бесшатыре, на берегах Или, в кургане Шелекты в Восточно-Казахстанской области, на побережьях Чу, Таласа, в курганах Западного и Восточного Семиречья.
Автор повествователь и актер. Описывает героев и их отношения, вступает в полемику со своими воображаемыми оппонентами, раньше всего с проникновенный читатель. Например, Вера Павловна с изумлением думает, что они с Лопуховым в 1-й же вечер стали так близки, рассказчик вступает непринужденно в текст со своими комментариями: "нет, это не необычно, Верочка. Этих людей, как Лопухов, есть волшебные слова, привлекающие к ним любое огорченное, обижаемое существо. Невеста говорит им такие слова". Об отношениях Марьи Алексевны и Лопухова он говорит, что они "схожи на фарс, сама Марья Алексевна выставлены через них в смешном виде". Автор симпатизирует "новых людей" и считает значимым как дозволено подробнее и обстоятельнее дать их, поясняет их взоры на жизнь. Он ироничен и расчетлив. Он поясняет, непрерывно с читателем о своего дара, тот, что оценивает не огромнее ("не у меня нет ни тени художественного дара. Я даже и языком-то обладаю плохо"), и художественных приемов. Он говорит: "Я не из тех художников, которые в всяком слове скрывается какая-нибудь пружина, я пересказываю то, что думали и делали люди, и только; если какой-нибудь поступок, разговор, монолог в мыслях необходим для колляции лица либо расположения, я рассказываю его, правда бы он и не ответил, каких-либо последствий в последующем, в ходе моего романа". Автор намекает на то, что он имеет отношение к революционной организации, но, также возникает в романе как настоящее лицо, не хочет вступать в переговоры с Рахметовым по соображениям конспирации. Надежда Павловна (Розальская) основная героиня. "...Высокая стройная девица, достаточно смуглая, с черными волосами _ "густые отличные волоса", с черными глазами "глаза отличные, даже дюже хорошие", с южным типом лица "как словно из Малороссии; вероятно, скорее даже кавказский тип, ничего, дюже прекрасное лицо, только дюже холодное, это не на юге; здоровье отличное..." - такой видит В. П. Лопухов в момент знакомства. Подросла в Петербурге в многоэтажном доме на Гороховой. С двенадцати лет посещает пансион. Учится играть на фортепиано. С четырнадцати обшивает всю семью. В шестнадцать сама дает уроки в том же пансионе. Веселого, с нравом, любит танцевать. За ней ухаживает сын хозяйки Сторешников, хвастающийся перед приятелями, что Надежда Павловна его любовница. Ему не верят, и он обещает подтвердить это, показывая Надежду Павловну на обед с приятелями, впрочем получает крепкий отказ героини. Не поддерживает Надежда. П. и его предложения выйти за него замуж. Невзирая на молодость и неопытность, героиня показывает зрелость нрава. На совет Жюли Ле-Теллье за Сторешникова она отвечает: "я хочу быть самостоятельна и жить по-своему, что необходимо мне, то я готов, что мне не необходимо, я не хочу, и не хочу... я не хочу ни от кого требовать ничего, я хочу не стеснять ничьей воли и сама хочу быть свободна". Тем не менее, Надежда Павловна наивно верит в искренность любви к ней Сторешникова, и только Лопухову получается раскрыть глаза. Героиня умоляет его обнаружить место гувернантки, вначале ему получается это, но потом получают отказ. Надежда Павловна даже подумывает о самоубийстве, настоль жизнь дома становится непереносимой для нее. И тогда полюбивший ее Лопухов предлагает ей иной выход выйти фальшиво за него замуж. Обговаривая с Лопуховым план совместной жизни, Надежда Павловна умоляет его обращаться с ней как с поддержкой, так как это препятствует неучтивости и упрочивает семейное согласие. Они живут как брат с сестрой, в различных комнатах, встречаясь на "нейтральной территории" для совместной еды, либо разговора. Надежда Павловна организует на новых экономических тезисов (выручка распределяется между работницами) семинар-компании, которая становится основным делом ее жизни. В какой-то момент, Надежда Павловна понимает, что, невзирая на семейный лад и красивые отношения с Лопуховым, она не любит его, а любит Кирсанова. Она пытается углубить отношения с супругом, сделав их больше земными и страстными, впрочем это лишь бегство от себя. Идиллия не работает. В конце концов, Кружки пропадает, инсценировав суицид, дабы освободить Надежду Павловну для нового союза. Героиня обретает достоверное блаженство с Кирсановым
Объяснение: