1. дайте определение обществознанию. какие науки получили название «социальные» и почему? 2. что изучают социология, политология, культурология и ? чем различаются и чем схожи объекты их исследования? как эти науки связаны друг с другом? 3. что изучают правоведение, этика, эстетика, этнография? почему эти науки относятся к общественным? 4. можно ли отнести к общественным наукам футурологию и экологию? почему? 5. что изучают философия и ? чем гуманитарные науки отличаются от общественных? можно ли провести между ними четкую границу? 6. как можно объяснить то, что в настоящее время общественные науки постепенно занимают лидирующее положение? вопросы для самоконтроля: 7) какова природа человека в: 8) античный период; средневековой; эпоху возрождения; период нового времени? 9) объясните понятие «антропосоциогенез». 10) перечислите основные отличия человека от животного. 11) какова роль языка в социальном общении? 12) какова роль трудовой деятельности в развитии общества? 13) дать определение «человек», «индивид», личность». 14) что такое потребности человека, в качестве примера пирамиду маслоу. 15) что такое мотив? 16) какие чувства присуще человеку? 17) когда можно считать что личность сформировалась? 18) что можно отнести к привычкам человека. какие привычки бывают? 19) как связаны деятельность и целеполагание? 20) почему из всех живых существ только человек оказался спо¬собен к деятельности? 21) каково значение деятельности в жизни человека и развитии общества? 22) что побуждает человека к деятельности? 23) каковы основные виды потребностей? 24) как общество воздействует на набор потребностей человека и их удовлетворения? 25) что такое благо? как связаны потребности и блага? 26) в чем различие интересов и ценностей? какова их роль в деятельности человека?
Философия. Философия изучает общество с точки зрения его сущности: структуры, идейных оснований, соотношения в нем духовных и матери-альных факторов. Так как именно общество порождает, развивает и передает смыслы, то философия, исследующая смыслы, уделяет обществу и его проблематике центральное внимание. Любое философское исследование обязательно затрагивает тему общества, так как мысль человеческая всегда развертывается в общественном контексте, предопреде-ляющим ее строй.
История. История рассматривает поступательное развитие обществ, давая описание фаз их развития, структуры, устройства, особенностей и характеристик. Различные школы исторического знания ставят акценты на разных аспектах истории. В центре внимания классической исторической школы стоят религия, культура, мировоззрение, социальное и политическое устройство общества, описание периодов его развития и наиболее важных событий и действующих лиц общественной истории.
Антропология. Антропология – дословно, «наука о человеке» – как правило, исследует архаические общества, в которых стремится найти ключ к пониманию более развитых культур. Согласно эволюционистской теории, история есть единый линейный и однонаправленный поток развития общества, и т. н. «примитивные народы» или «дикари» живут по сей день в тех же социальных условиях, что и все человечество в глубокой древности. Поэтому, исследуя «примитивные общества» , можно получить «достоверные» сведения о первоначальных этапах становления обществ в своем развитии и другие, более поздние и «развитые» , ступени.
Социология. Социология является дисциплиной, главным объектом которой является само общество, изучаемое как целостное явление.
Политология. Политология изучает общество в его политическом измерении, исследуя развитие и изменение властных систем и институтов общества, трансформацию политической системы государств, смену политических идеологий.
Культурология. Культурология рассматривает общество как культурное явление. В этой перспективе социальное содержание проявляет себя через культуру, порожденную и развиваемую обществом. Общество в культурологии выступает субъектом культуры и одновременно тем полем, на котором развертывается культурное творчество и в котором интерпретируются культурные явления. Культура, понятая в широком смысле, охватывает всю совокупность общественных ценностей, создающих коллективный портрет идентичности каждого конкретного общества.
Правоведение. Правоведение преимущественно рассматривает общественные отношения в юридическом аспекте, который они приобретают, будучи зафиксированными в законодательных актах. Правовые системы и институты отражают преобладающие тенденции общественного развития, совмещают в себе мировоззренческие, политические, исторические, культурные и ценностные установки общества.
Экономика. Экономика изучает хозяйственный уклад различных обществ, исследует влияние экономической деятельности на социальные институ-ты, структуры и отношения. Марксистский метод политэкономии делает экономический анализ главным инструментом в исследовании общества, сводя социальные исследования к выяснению их экономической подоплеки.
Обществоведение. Обществоведение обобщает подходы всех социальных дисциплин. В дисциплине «Обществоведение» присутствуют элементы всех вышеописанных научных дисциплин понять и правильно интерпретировать основные социальные смыслы, процессы и институты.