THEMA: Die zusammengesetzten Substantive.
Cложные существительные
1. Прочитайте данный ниже теоретический материал полностью. Запишите его в тетради с примерами. Выделите основную информацию цветом или подчёркиванием.
A) Сложные слова состоят из двух, трех или более слов.
B) Первая часть сложного слова называется определительным словом (das Bestimmungswort=die Bestimmung(определение)+das Wort(слово), вторая составная часть — основным словом (das Grundwort=die Grund(основа)+das Wort(слово), от него зависит род, число и падеж сложных существительных:
например, der Bahnhof(вокзал) = die Bahn (дорога) +der Hof (двор).
C) Ударение в сложных словах падает на определительное слово (первая часть).
D) Основным словом (последняя часть) может быть только существительное.
E) В качестве определительного слова могут выступать разные части речи:
• существительное в единственном или множественном числе (der Bergschuh(подножье горы)= der Berg(гора)+ der Schuh(ботинок),
• глагол — корень или основа (der Lesesaal(читальный зал)=lesen(читать)+der Saal(зал),
• прилагательное в краткой форме (der Großvater(дедушка)=groß(большой)+der Vater(отец),
• наречие (die Nebenstraße(переулок) = neben (рядом) + die Straße(улица).
F) Слова присоединяются либо непосредственно друг к другу, либо с соединительных элементов -(e)s, -(e)n:
das Menschenalter (человеческий возраст)=
=der Mensch(человек)+en+das Alter(возраст)
die Volkswirtschaft(народное хозяйство)=
=das Volk(народ)+s+die Wirtschaft(хозяйство).
G) При чтении соединительный элемент относится к первому слову.
На мои проблемы им наплевать. Через три месяца мне исполняется 18,а я всё ещё должна послушно ночевать только дома. Разве это справедливо? Мама заводит всегда одну и ту же песню: в наши дни столько опасных наркотиков,алкоголя и эксцессов (или она имеет в виду экземы?),а также фальшивых друзей и вообще секса! Она уже нюхала мои шмотки,паникуя "Ты ведь ещё не курила?". А папа каждый раз:"Уверена ли ты,что твой новый друг действительно порядочен?". А мой братишка постоянно открывает мои письма,смеётся,когда я звоню по телефону,копается в моих вещах. И немедленно сообщает обо всём в "Семейный комитет безопасности". Ну да,я принимаю все их неврозы.
Точнее,до тех пор,пока не не проходит месяц. Тогда я снова мечтательно спрашиваю сама себя:"У всех моих подруг друзья могут ночевать,но только не у меня. Может ли Иоахим разочек у нас переночевать?" Конечно,я бьюсь как о гранитную стену со стороны мамы. "И что только скажут Мюллеры? А может быть твой друг громко поёт в душе?!" "Но мама,он изучает физику,а не музыку!" И Клаузи,конечно же:"Если этому простофиле разрешат здесь спать,то я приглашу Бабси в свою постель. Клянусь!" Бабси -- это её собачка. Конечно же я получаю категоричное нет. Однако у меня есть великолепная идея. На мамин день рождения я подарю им билеты для них обоих. А вечером я отправлю моего "любимого" братика к Мюллерам,где он иногда и спит. Неприступная крепость для меня и Иоахима! У нас он спит на кухне,а на следующее утро совершенно спокойно появляется за завтраком. Совершенно спокойно,да,в этом нет ничего особенного. Сказано -- сделано. Точно во время вся семья ушла,а в десять пришёл Иоахим. Немного поесть,немного посмотреть телевизор,немного полюбезничать,а затем -- на боковую. Но тут всё идёт наперекосяк. Посреди моей фазы глубоко сна Иоахим проснулся и пошёл в уборную. В одним кальсонах он встал прямо в прихожей,и тут папа открывает дверь и заорал:"Взломщик!" После папиного крика у меня есть ровно две секунды,прежде чем я окажусь посреди хаоса. Мама бьёт Иоахима своим тапочком,мой брат стоит на лестнице с Бабси и орёт,а Мюллеры вывешиваются из окон и кричат:"Что у вас случилось?" Госпожа Мюллер уже благоразумно вызвала полицию. Всё было как в аду. Сейчас я сяду здесь,успокоюсь и приготовлюсь. Полицейские уже смеются,мама истерично бормочет "Что за стыд!" Папа страстно поглядывает на шкаф с алкоголем,Клаузи нервирует со своим "Я возьму Бабси с собой в постель,да-да!" А Иоахим намекает,что он всё немного по-другому представлял. Разве это не великолепный вечер?
b) Heinrich Heine
2. Die Bundesrepublik Deutschland besteht aus
c) sechzehn Ländem
3. Da ... heute so stark regnet, gehe ich natürlich nicht spazieren und faulenze zu Flause.
b) es
4. In der Republik Österreich spricht ... wie in Deutschland und in der Schweiz Deutsch.
b) man
5. Die Mutter sagt streng: “Ida, ziehe dich warm an, bevor du auf die Straβe gehst — ... wird heute viel kälter als gestern.”
b) es
6. Meine Groβmutter hat immer Angst vor dem Gewitter, well… blitzt und donnert.
c) es
7. Was machst du, Peter? Weiβt du nicht, dass ... hier nicht raucht?
a) man
8. Es ist bequem mit einem Zug ... , denn man schaut ins Fenster hinaus und bewundert schöne Landschaften
b) zu fahren
9. Am Wochenede gehe ich sehr gerne in die Disco
a) tanzen
10. Meine Tante hat geschrieben, daβ sic uns besucht, und wir freün uns, sic bald sehen
zu können
11. In diesem Sommer können wir uns endlich irgendwo im Süden
a) erholen
12. Mein Freund Wowa lernt nicht besonders gut, aber er beruhigt sich und seine Eltern: “Es 1st natürlich unmöglich, …»
a) alles zu wissen
14. Wir lernen in der Schule schon das sechste Jahr deutsch…
a) zu lesen, zu sprechen und zu übersetzen
15. Der Vater fragt seinen Otto: “Ach, Junge, wann beginnst du endlich die Hausaufgaben ...
a) zu machen
16. Else 1st noch klein und sagt ihrem älteren Bruder oft: @Hans. hilf mir bitte die Hausaufgaben in Russisch ...
c) zu schreiben
17. Am Abend habe ich heute viel zu tun, zürst mache ich Mathe und Physik, dann gehe ich meine Freundin Nina — sie ist krank…
c) besuchen