Такие люди рождаются раз в сто лет - можно с уверенностью сказать о Бородине, ведь круг его интересов, знаний и умений настолько велик, что становится очевидно: это не простой человек, это настоящий гений.
Александр Бородин родился в Санкт-Петербурге 12 ноября 1833. Он был внебрачным ребенком, записанным сыном крепостного слуги. Только перед смертью отец, когда мальчику было 8 лет, купил сыну и его матери свободную с домом.
Александр получил домашнее образование, изучал французский и немецкий языки. В 9 лет написал свое первое музыкальное произведение - «Полька». Вместе с тем овладел игрой на фортепиано, флейте и виолончели. Таланты мальчика не ограничивались только музыкальным направлением: в 10 лет он заинтересовался химией, достигнув в этой области небывалых успехов.
Матери и отчиму удалось сделать так, что Бородин закончил гимназию и смог поступить в Медико-хирургическую академию, где изучал медицину и химию. В 1857 году Александра направляют во II военно-сухопутный госпиталь как врача ординатора. Через год он защитил диссертацию и получил научную степень. Вскоре получил задание исследовать минеральные воды водолечебницы города Солигалич. Его отчет о проделанной работе опубликовали в Московской газете, а Бородин стал известным.
Далее Александр учился в Европе: много работал, слушал лекции, занимался в библиотеке.
Жизнь Александра Бородина изменилась в 1861 году, когда во время посещения Германии он познакомился с Протоповой Екатериной. У женщины был абсолютный слух, и она прекрасно играла на пианино. Благодаря Екатерине Бородин снова пристрастился к музыке.
Когда он вернулся на родину, то был удостоен звания профессор академии, где когда-то учился. Александр Бородин является автором 40 работ, заняв сначала должность профессора, академиста и стал почетным членом Общества русских врачей в 1883 году.
Кроме научной деятельности стал уделять внимание музыке, правда, втайне от своего наставника, который считал музыку препятствием науке.
Александра Бородина по праву считают в России отцом квартета и симфонии. Его композиции Первый и Второй квартет пользовались популярностью за рубежом. Свою успешную оперу под названием «Князь Игорь» Александр Порфирьевич писал целых 18 лет и не успел ее закончить. Еще в студенческие годы начал сочинять маленькие пьесы и романсы, такие как «Спящая княжна», «Песня темного леса» и «Арабская мелодия».
В 1862 познакомился с М. А. Балакиревым, вошел в Балакиревський кружок . Личные произведения Бородин исполнял на вечерах Митрофана Беляева, в доме которого собиралась вся творческая российская элита. В его произведениях отслеживались темы любви к родине, свободе и национальной гордости. Автора по праву считают родоначальником героико-эпических тенденций и симфонии в русской музыке.
Всего Александр Бородин составил 3 симфонии, 16 романсов, пьесы для фортепиано, музыкальное поэму «В Средней Азии», инструментальные миниатюры, оперы «Князь Игорь» и «Богатыри».
Александр Бородин успевал еще заниматься и общественной работой. Он отстаивал идеи получения женщинами высшего образования и защищал от политических преследований студентов.
В 1887 году великий композитор, химик и медик умер от внезапного разрыва сердца.
Интересные факты:
Жена композитора, Екатерина Протопова болела астмой. Даже соблюдая режим, у нее случались тяжелые приступы. Мужчина выступал как в роли сиделки, так и в роли врача. У пары не было детей, поэтому они взяли к себе 4 девочек на воспитание.
Композитор Бородин записывал ноты простым карандашом. Чтобы они дольше хранились, то бумага, на которой он писал, обрабатывал желатином или яичным белком
Был довольно рассеянным: постоянно путал кабинеты лекций, мог спутать выходные и рабочие дни
15 февраля 1887 Александра Бородин собрал друзей в служебной квартире по случаю Масленицы. В процессе веселья он схватился за грудь и упал, скончавшись от разрыва сердца.
Александр Бородин всю жизнь считал себя химиком, а к музыке относился как к хобби. Д. Менделеев считал, что Бородину было бы бросить занятия музыкой и полностью посвятить себя науке.
1.До нынешнего времени сохранилось четыре различных варианта Франца Шуберта «Лесной царь». Особые отличия от всех имеет третья версия: в ней значительно упрощён аккомпанемент, так как нет триолей в партии правой руки.
2. Шуберта считается одним из самых сложных в исполнении произведений, как для вокалистов, так и аккомпанирующих им музыкантов. Например, чтобы передать весь драматизм этого сочинения пианисту приходится в быстром темпе в напряжении повторять октавы и сложные аккорды.
3. Гёте «Лесной царь» своим драматическим сюжетом тронула не только Франца Шуберта. Например, немецкий композитор Карл Лёве сочинил свою музыкальную версию «Лесного царя» на стихи гениального поэта. У популярной немецкой рок-группы «Rammstein» есть песня под названием «Dalai Lama», текст которой сочинён по мотивам Гёте. В репертуаре молодой группы из Санкт-Петербурга «Woodscream» тоже есть композиция «Лесной царь» и в ней текст полностью соответствует содержанию .
4.Выдающийся венгерский композитор Ференц Лист, очень любивший творчество Шуберта, на тему «Лесной царь» сделал транскрипцию для фортепиано. Помимо этого австрийский скрипач и композитор Генрих Вильгельм Эрнст тоже выполнил переложение вокальной миниатюры, но только для скрипки соло. Не остался в стороне и французский композитор Гектор Берлиоз, осуществивший оркестровку знаменитой .
5.Песню «Форель» Франц Шуберт написал на стихи Кристиана Фридриха Даниэля Шубарта — немецкого публициста, поэта, органиста, композитора и журналиста. В 1777 году Шубарт по распоряжению герцога Фридриха Вюртембергского по ложному навету недоброжелателей, был заключён в крепость Хоэнасперг. В заточении Кристиан написал стихи, которые затем легли в основу прекрасной песни Шуберта.
6.Шуберт, сочинив песню «Форель», в тот же день принёс её на суд слушателей – своих друзей. Композиция, названная самой грациозной и нежной, была исполнена несколько раз.
7.Поскольку первая рукопись песни «Форель» была потеряна, то точную дату её создания сейчас никто назвать не может. Известно лишь то, что эта композиция, по словам самого автора, была написана в одно время с такими произведениями как «Смерть и девушка» и «К музыке», биографы композитора определили, что это был 1817 год.
8.Великому венгерскому композитору Ференцу Листу так нравилась песня Шуберта «Форель», что он сделал две версии переложения этой композиции для сольного фортепиано.
9.Австрийский композитор Франц Шеггль на песню Шуберта написал 10 юмористических вариаций для хора в стиле разных композиторов под названием «Юмористическая форель»: «Форель от Франца Шуберта», «Моцарт: маленькая ночная форель», «Бетховен: в честь форели», «Вебер: свободная рыба», «Вагнер: хор рыбаков», «Горная форель поздним вечером», «Форель в венском стиле», «Итальянская форель», «Волжская форель», «Хитрая рыбалка».
10.Английский композитор Бенджамин Бриттен считается самым лучшим интерпретатором произведений Шуберта. В июне 1942 года он сделал аранжировку песни «Форель» для голоса в сопровождении симфонического оркестра.
11.Известный британский режиссёр Гай Ричи использовал песню Шуберта «Форель» для музыкального оформления своего фильмав «Шерлок Холмс: Игра теней».
Такие люди рождаются раз в сто лет - можно с уверенностью сказать о Бородине, ведь круг его интересов, знаний и умений настолько велик, что становится очевидно: это не простой человек, это настоящий гений.
Александр Бородин родился в Санкт-Петербурге 12 ноября 1833. Он был внебрачным ребенком, записанным сыном крепостного слуги. Только перед смертью отец, когда мальчику было 8 лет, купил сыну и его матери свободную с домом.
Александр получил домашнее образование, изучал французский и немецкий языки. В 9 лет написал свое первое музыкальное произведение - «Полька». Вместе с тем овладел игрой на фортепиано, флейте и виолончели. Таланты мальчика не ограничивались только музыкальным направлением: в 10 лет он заинтересовался химией, достигнув в этой области небывалых успехов.
Матери и отчиму удалось сделать так, что Бородин закончил гимназию и смог поступить в Медико-хирургическую академию, где изучал медицину и химию. В 1857 году Александра направляют во II военно-сухопутный госпиталь как врача ординатора. Через год он защитил диссертацию и получил научную степень. Вскоре получил задание исследовать минеральные воды водолечебницы города Солигалич. Его отчет о проделанной работе опубликовали в Московской газете, а Бородин стал известным.
Далее Александр учился в Европе: много работал, слушал лекции, занимался в библиотеке.
Жизнь Александра Бородина изменилась в 1861 году, когда во время посещения Германии он познакомился с Протоповой Екатериной. У женщины был абсолютный слух, и она прекрасно играла на пианино. Благодаря Екатерине Бородин снова пристрастился к музыке.
Когда он вернулся на родину, то был удостоен звания профессор академии, где когда-то учился. Александр Бородин является автором 40 работ, заняв сначала должность профессора, академиста и стал почетным членом Общества русских врачей в 1883 году.
Кроме научной деятельности стал уделять внимание музыке, правда, втайне от своего наставника, который считал музыку препятствием науке.
Александра Бородина по праву считают в России отцом квартета и симфонии. Его композиции Первый и Второй квартет пользовались популярностью за рубежом. Свою успешную оперу под названием «Князь Игорь» Александр Порфирьевич писал целых 18 лет и не успел ее закончить. Еще в студенческие годы начал сочинять маленькие пьесы и романсы, такие как «Спящая княжна», «Песня темного леса» и «Арабская мелодия».
В 1862 познакомился с М. А. Балакиревым, вошел в Балакиревський кружок . Личные произведения Бородин исполнял на вечерах Митрофана Беляева, в доме которого собиралась вся творческая российская элита. В его произведениях отслеживались темы любви к родине, свободе и национальной гордости. Автора по праву считают родоначальником героико-эпических тенденций и симфонии в русской музыке.
Всего Александр Бородин составил 3 симфонии, 16 романсов, пьесы для фортепиано, музыкальное поэму «В Средней Азии», инструментальные миниатюры, оперы «Князь Игорь» и «Богатыри».
Александр Бородин успевал еще заниматься и общественной работой. Он отстаивал идеи получения женщинами высшего образования и защищал от политических преследований студентов.
В 1887 году великий композитор, химик и медик умер от внезапного разрыва сердца.
Интересные факты:
Жена композитора, Екатерина Протопова болела астмой. Даже соблюдая режим, у нее случались тяжелые приступы. Мужчина выступал как в роли сиделки, так и в роли врача. У пары не было детей, поэтому они взяли к себе 4 девочек на воспитание.
Композитор Бородин записывал ноты простым карандашом. Чтобы они дольше хранились, то бумага, на которой он писал, обрабатывал желатином или яичным белком
Был довольно рассеянным: постоянно путал кабинеты лекций, мог спутать выходные и рабочие дни
15 февраля 1887 Александра Бородин собрал друзей в служебной квартире по случаю Масленицы. В процессе веселья он схватился за грудь и упал, скончавшись от разрыва сердца.
Александр Бородин всю жизнь считал себя химиком, а к музыке относился как к хобби. Д. Менделеев считал, что Бородину было бы бросить занятия музыкой и полностью посвятить себя науке.
Интересные факты
1.До нынешнего времени сохранилось четыре различных варианта Франца Шуберта «Лесной царь». Особые отличия от всех имеет третья версия: в ней значительно упрощён аккомпанемент, так как нет триолей в партии правой руки.
2. Шуберта считается одним из самых сложных в исполнении произведений, как для вокалистов, так и аккомпанирующих им музыкантов. Например, чтобы передать весь драматизм этого сочинения пианисту приходится в быстром темпе в напряжении повторять октавы и сложные аккорды.
3. Гёте «Лесной царь» своим драматическим сюжетом тронула не только Франца Шуберта. Например, немецкий композитор Карл Лёве сочинил свою музыкальную версию «Лесного царя» на стихи гениального поэта. У популярной немецкой рок-группы «Rammstein» есть песня под названием «Dalai Lama», текст которой сочинён по мотивам Гёте. В репертуаре молодой группы из Санкт-Петербурга «Woodscream» тоже есть композиция «Лесной царь» и в ней текст полностью соответствует содержанию .
4.Выдающийся венгерский композитор Ференц Лист, очень любивший творчество Шуберта, на тему «Лесной царь» сделал транскрипцию для фортепиано. Помимо этого австрийский скрипач и композитор Генрих Вильгельм Эрнст тоже выполнил переложение вокальной миниатюры, но только для скрипки соло. Не остался в стороне и французский композитор Гектор Берлиоз, осуществивший оркестровку знаменитой .
5.Песню «Форель» Франц Шуберт написал на стихи Кристиана Фридриха Даниэля Шубарта — немецкого публициста, поэта, органиста, композитора и журналиста. В 1777 году Шубарт по распоряжению герцога Фридриха Вюртембергского по ложному навету недоброжелателей, был заключён в крепость Хоэнасперг. В заточении Кристиан написал стихи, которые затем легли в основу прекрасной песни Шуберта.
6.Шуберт, сочинив песню «Форель», в тот же день принёс её на суд слушателей – своих друзей. Композиция, названная самой грациозной и нежной, была исполнена несколько раз.
7.Поскольку первая рукопись песни «Форель» была потеряна, то точную дату её создания сейчас никто назвать не может. Известно лишь то, что эта композиция, по словам самого автора, была написана в одно время с такими произведениями как «Смерть и девушка» и «К музыке», биографы композитора определили, что это был 1817 год.
8.Великому венгерскому композитору Ференцу Листу так нравилась песня Шуберта «Форель», что он сделал две версии переложения этой композиции для сольного фортепиано.
9.Австрийский композитор Франц Шеггль на песню Шуберта написал 10 юмористических вариаций для хора в стиле разных композиторов под названием «Юмористическая форель»: «Форель от Франца Шуберта», «Моцарт: маленькая ночная форель», «Бетховен: в честь форели», «Вебер: свободная рыба», «Вагнер: хор рыбаков», «Горная форель поздним вечером», «Форель в венском стиле», «Итальянская форель», «Волжская форель», «Хитрая рыбалка».
10.Английский композитор Бенджамин Бриттен считается самым лучшим интерпретатором произведений Шуберта. В июне 1942 года он сделал аранжировку песни «Форель» для голоса в сопровождении симфонического оркестра.
11.Известный британский режиссёр Гай Ричи использовал песню Шуберта «Форель» для музыкального оформления своего фильмав «Шерлок Холмс: Игра теней».