АЙВС Чарлз Эдуард — (англ. Charles Edward Ives) — (20 X 1874, Данбери—19 V 1954, Нью-Йорк) — американский композитор.
Обучаться музыке начал под руководством отца, рано научился играть на рояле и органе.
В 1898 окончил музыкальный факультет Иельского университета, где изучал композицию у X. Паркера, игру на органе у Д. Бака.
С 1899 в течение 40 лет добровольно исполнял обязанности церковного органиста в Нью-Йорке, работая в это время страховым агентом.
Досуг посвящал композиции, за собственный счет издавал свои сочинения, рассылал их крупным музыкантам, оркестрам, библиотекам, но до конца 30-х гг. его произв. не были известны. Лишь в 1937 с успехом была исполнена его 3-я симфония (1911), в 1947 удостоенная премии Пулицера — высшей награды, присуждаемой в США за произв. искусства.
Среди первых сочинений композитора мы находим песни – простые, незатейливые.
Одни он писал на слова известных поэтов, другие на собственные тексты.
Им было написано более двухсот песен, но сохранилось около ста пятидесяти.
В 1922 году Айвз на собственные средства издал сборник «114 песен для голоса и фортепиано», в который вошли сочинения разных лет, начиная с 1888.
Материал для песен Айвз брал отовсюду, объединяя самые разнородные элементы повседневности. В его вокальном творчестве можно обнаружить истоки музыки из военных маршей, религиозных гимнов, сентиментальных романсов, баллад, уличных песен, вся музыкальная традиция В лучших своих соч. композитор с искренней теплотой рисует образы и картины нар. жизни. Наследие Айвса позволяет причислить его к числу основоположников американской композиторской школы.
Сочинения написанные композитором:
Для оркестра:
Симфония № 1 (1898)
Симфония № 2 (1902)
Симфония № 3 (1904)
Симфония № 4 (1916)
Симфония № 5 "Праздники в Новой Англии" (1913)
Вопрос, оставшийся без ответа (1906)
Центральный парк ночью (Central park in the dark, 1907)
Три места в Новой Англии (Three places in New England, 1903—14)
"Роберт Браунинг" и др. увертюры (1901—12)
Рэгтаймы (Ragtime dances, 1900—11) для театрального оркестра
Для фортепиано:
Трёхстраничная соната (1905)
Соната № 1 (1909)
Соната № 2 «Конкорд» (1915)
Три четвертитоновые пьесы («Three quartertone piano pieces») для двух фортепиано (1924)
В 1869 году Балакирев, будучи в Москве, посоветовал Чайковскому написать программное произведение по «Ромео и Джульетте» Шекспира (1564—1616). Чайковский охотно взялся за сочинение, так как эта шекспировская трагедия была одним из любимых его сочинений.
Великий английский драматург несколько раз обращался к повести о трагической гибели двух влюбленных, принадлежащих к враждующим родам Монтекки и Капулетти, известной до того из итальянских источников. Предположительно трагедия была написана Шекспиром в 1595 году. В 1597 году появилось ее первое издание, бывшее, по всей вероятности, переработкой ранее шедшей на английской сцене пьесы другого автора. Тогда пьеса была напечатана под названием «Превосходно придуманная трагедия о Ромео и Джульетте. Как она часто и с большим успехом публично игралась достопочтенного лорда Хенсона слугами». В 1599 году вышло следующее издание, озаглавленное «Превосходнейшая жалобная трагедия о Ромео и Джульетте. Вновь исправленная, увеличенная и улучшенная. Как она не раз игралась достопочтенного лорда-камергера слугами». Еще один вариант пьесы был издан в 1609 году с указанием, что пьеса исполнялась королевской труппой в театре «Глобус», и, наконец, последний — в 1623-м. Позднее исследователи творчества Шекспира использовали все эти варианты, сводя их воедино, так как сохранились они не полностью.
Балакирев в письмах Чайковскому из Петербурга подробно излагал не только идею сочинения, но давал рекомендации по поводу характера тематизма, его развития, вплоть до тонального плана. Чайковский, высоко ценивший советы старшего коллеги, стремился выполнить все его пожелания. Партитура увертюры-фантазии была написана в течение осенних месяцев того же года. 4 марта 1870 года в концерте московского отделения РМО под управлением Н. Рубинштейна состоялась премьера увертюры «Ромео и Джульетта», посвященной Балакиреву. Однако последний не был удовлетворен получившимся и сделал ряд критических замечаний, с которыми Чайковский согласился и летом принялся за переработку сочинения. Он заново написал вступление, существенно переделал разработку, часть репризы и заключение, многое переоркестровал, в частности ввел отсутствовавшую ранее партию арфы. В этой, второй, редакции увертюра-фантазия была издана и неоднократно исполнялась. Тем не менее Балакирев продолжал относиться к написанному критически и настаивал на дальнейшей работе. Летом 1880 года Чайковский, подготавливая новое издание, вновь вернулся к партитуре, снова сделал ряд существенных поправок: изменил часть репризы и заключения. При этом он настаивал, чтобы издатель непременно написал посвящение Балакиреву, которое при предшествующем издании по недоразумению не было напечатано. «Мне хочется, чтобы Вы знали, что я не забыл, кто виновник появления на свет этой партитуры, что я живо помню Ваше тогдашнее дружеское участие, которое, я надеюсь, и теперь еще не вполне угасло», — писал он музыканту, пережившему за эти годы длительный кризис и, по- существу, порвавшему все прежние дружеские связи.
АЙВС Чарлз Эдуард — (англ. Charles Edward Ives) — (20 X 1874, Данбери—19 V 1954, Нью-Йорк) — американский композитор.
Обучаться музыке начал под руководством отца, рано научился играть на рояле и органе.
В 1898 окончил музыкальный факультет Иельского университета, где изучал композицию у X. Паркера, игру на органе у Д. Бака.
С 1899 в течение 40 лет добровольно исполнял обязанности церковного органиста в Нью-Йорке, работая в это время страховым агентом.
Досуг посвящал композиции, за собственный счет издавал свои сочинения, рассылал их крупным музыкантам, оркестрам, библиотекам, но до конца 30-х гг. его произв. не были известны. Лишь в 1937 с успехом была исполнена его 3-я симфония (1911), в 1947 удостоенная премии Пулицера — высшей награды, присуждаемой в США за произв. искусства.
Среди первых сочинений композитора мы находим песни – простые, незатейливые.
Одни он писал на слова известных поэтов, другие на собственные тексты.
Им было написано более двухсот песен, но сохранилось около ста пятидесяти.
В 1922 году Айвз на собственные средства издал сборник «114 песен для голоса и фортепиано», в который вошли сочинения разных лет, начиная с 1888.
Материал для песен Айвз брал отовсюду, объединяя самые разнородные элементы повседневности. В его вокальном творчестве можно обнаружить истоки музыки из военных маршей, религиозных гимнов, сентиментальных романсов, баллад, уличных песен, вся музыкальная традиция В лучших своих соч. композитор с искренней теплотой рисует образы и картины нар. жизни. Наследие Айвса позволяет причислить его к числу основоположников американской композиторской школы.
Сочинения написанные композитором:
Для оркестра:
Симфония № 1 (1898)
Симфония № 2 (1902)
Симфония № 3 (1904)
Симфония № 4 (1916)
Симфония № 5 "Праздники в Новой Англии" (1913)
Вопрос, оставшийся без ответа (1906)
Центральный парк ночью (Central park in the dark, 1907)
Три места в Новой Англии (Three places in New England, 1903—14)
"Роберт Браунинг" и др. увертюры (1901—12)
Рэгтаймы (Ragtime dances, 1900—11) для театрального оркестра
Для фортепиано:
Трёхстраничная соната (1905)
Соната № 1 (1909)
Соната № 2 «Конкорд» (1915)
Три четвертитоновые пьесы («Three quartertone piano pieces») для двух фортепиано (1924)
19 этюдов для фортепиано (разные годы)
Для прочих составов:
Кантата «Небесная страна» (Celestial country, 1899).
Струнный квартет (1896) и другие камерно-инструментальные ансамбли
5 скрипичных сонат (в том числе четвёртая соната для скрипки с фортепиано — «Детский день в лагере» — «Children’s day at the camp meeting», 1915).
Сочинения для хора, циклы песен на стихи американских поэтов (114 песен, 1884—1921).
Умер Айвз 19 мая 1954 года в возрасте 79 лет.
В 1869 году Балакирев, будучи в Москве, посоветовал Чайковскому написать программное произведение по «Ромео и Джульетте» Шекспира (1564—1616). Чайковский охотно взялся за сочинение, так как эта шекспировская трагедия была одним из любимых его сочинений.
Великий английский драматург несколько раз обращался к повести о трагической гибели двух влюбленных, принадлежащих к враждующим родам Монтекки и Капулетти, известной до того из итальянских источников. Предположительно трагедия была написана Шекспиром в 1595 году. В 1597 году появилось ее первое издание, бывшее, по всей вероятности, переработкой ранее шедшей на английской сцене пьесы другого автора. Тогда пьеса была напечатана под названием «Превосходно придуманная трагедия о Ромео и Джульетте. Как она часто и с большим успехом публично игралась достопочтенного лорда Хенсона слугами». В 1599 году вышло следующее издание, озаглавленное «Превосходнейшая жалобная трагедия о Ромео и Джульетте. Вновь исправленная, увеличенная и улучшенная. Как она не раз игралась достопочтенного лорда-камергера слугами». Еще один вариант пьесы был издан в 1609 году с указанием, что пьеса исполнялась королевской труппой в театре «Глобус», и, наконец, последний — в 1623-м. Позднее исследователи творчества Шекспира использовали все эти варианты, сводя их воедино, так как сохранились они не полностью.
Балакирев в письмах Чайковскому из Петербурга подробно излагал не только идею сочинения, но давал рекомендации по поводу характера тематизма, его развития, вплоть до тонального плана. Чайковский, высоко ценивший советы старшего коллеги, стремился выполнить все его пожелания. Партитура увертюры-фантазии была написана в течение осенних месяцев того же года. 4 марта 1870 года в концерте московского отделения РМО под управлением Н. Рубинштейна состоялась премьера увертюры «Ромео и Джульетта», посвященной Балакиреву. Однако последний не был удовлетворен получившимся и сделал ряд критических замечаний, с которыми Чайковский согласился и летом принялся за переработку сочинения. Он заново написал вступление, существенно переделал разработку, часть репризы и заключение, многое переоркестровал, в частности ввел отсутствовавшую ранее партию арфы. В этой, второй, редакции увертюра-фантазия была издана и неоднократно исполнялась. Тем не менее Балакирев продолжал относиться к написанному критически и настаивал на дальнейшей работе. Летом 1880 года Чайковский, подготавливая новое издание, вновь вернулся к партитуре, снова сделал ряд существенных поправок: изменил часть репризы и заключения. При этом он настаивал, чтобы издатель непременно написал посвящение Балакиреву, которое при предшествующем издании по недоразумению не было напечатано. «Мне хочется, чтобы Вы знали, что я не забыл, кто виновник появления на свет этой партитуры, что я живо помню Ваше тогдашнее дружеское участие, которое, я надеюсь, и теперь еще не вполне угасло», — писал он музыканту, пережившему за эти годы длительный кризис и, по- существу, порвавшему все прежние дружеские связи.
Объяснение: