Дань восхищенного уважения к Георгию Свиридову нашла отражение уже в самом названии концерта. «Любовь святая» – это хор из его музыки к трагедии Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович», написанной в 1973 г. Небольшая зарисовка «Повстречался сын с отцом» на слова Александра Прокофьева, с которой начнется первое отделение, входит в цикл Свиридова «Пять стихотворений на слова русских поэтов». В этом цикле композитор обращается и к советским поэтам Александру Прокофьеву и Сергею Орлову, и к своим любимым авторам-классикам Александру Пушкину и Сергею Есенину.
«Любовь святая» -- художественно наиболее обобщенное, яркое воплощение лирико-философского начала. «Молитва» оригинальное претворение характера культовых песнопений, «Покаянный стих» -- самобытная образно-стилистическая интерпретация песнопений калик перехожих, продолжающая традицию, которая ведет свое начало от оперы «Борис..Годунов»..Мусоргского.
С Шопена этюд начинает свое летоисчисление в качестве самостоятельной и полноценной разновидности фортепианного творчества в малых формах. Шопеновская трактовка жанра, закрепившись, принесла обильные плоды: достаточно упомянуть этюды Листа, Рахманинова, Скрябина. Большинство этюдов строится на развитии одного музыкального образа; отсюда — большая слитность формы, несмотря на господствующее трехчастное строение.
Шопен освободил мазурку от ее прикладного назначения, превратив «неотесанную» музыку деревенского танца в утонченную поэтическую миниатюру психологического содержания. Смелость и новизна выразительных приемов в шопеновских мазурках не имеют себе равных в других его сочинениях. Создавая свой жанр фортепианной мазурки, Шопен обобщил и объединил в них черты нескольких польских танцев (мазур, куявяк, оберек). Ранние мазурки Шопена – это фортепианные миниатюры, поэтизирующие быт. В дальнейшем в них начинает проявляться тяготение к «психологизации» и даже «симфонизации» этого бытового жанра. Мазурка превращается в лирическую, подчас трагическую поэму, овеянную глубоким настроением, раскрывающую сложный внутренний мир человека. Они отличаются гармонической изысканностью, «говорящей мелодией».
Дань восхищенного уважения к Георгию Свиридову нашла отражение уже в самом названии концерта. «Любовь святая» – это хор из его музыки к трагедии Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович», написанной в 1973 г. Небольшая зарисовка «Повстречался сын с отцом» на слова Александра Прокофьева, с которой начнется первое отделение, входит в цикл Свиридова «Пять стихотворений на слова русских поэтов». В этом цикле композитор обращается и к советским поэтам Александру Прокофьеву и Сергею Орлову, и к своим любимым авторам-классикам Александру Пушкину и Сергею Есенину.
«Любовь святая» -- художественно наиболее обобщенное, яркое воплощение лирико-философского начала. «Молитва» оригинальное претворение характера культовых песнопений, «Покаянный стих» -- самобытная образно-стилистическая интерпретация песнопений калик перехожих, продолжающая традицию, которая ведет свое начало от оперы «Борис..Годунов»..Мусоргского.
Объяснени
С Шопена этюд начинает свое летоисчисление в качестве самостоятельной и полноценной разновидности фортепианного творчества в малых формах. Шопеновская трактовка жанра, закрепившись, принесла обильные плоды: достаточно упомянуть этюды Листа, Рахманинова, Скрябина. Большинство этюдов строится на развитии одного музыкального образа; отсюда — большая слитность формы, несмотря на господствующее трехчастное строение.
Шопен освободил мазурку от ее прикладного назначения, превратив «неотесанную» музыку деревенского танца в утонченную поэтическую миниатюру психологического содержания. Смелость и новизна выразительных приемов в шопеновских мазурках не имеют себе равных в других его сочинениях. Создавая свой жанр фортепианной мазурки, Шопен обобщил и объединил в них черты нескольких польских танцев (мазур, куявяк, оберек). Ранние мазурки Шопена – это фортепианные миниатюры, поэтизирующие быт. В дальнейшем в них начинает проявляться тяготение к «психологизации» и даже «симфонизации» этого бытового жанра. Мазурка превращается в лирическую, подчас трагическую поэму, овеянную глубоким настроением, раскрывающую сложный внутренний мир человека. Они отличаются гармонической изысканностью, «говорящей мелодией».
Объяснение: