Вопросы о С. С. Прокофьеве 1) что вас больше всего удивило в биографии С. С. Прокофьева?
2) какие произведения являются вершиной творчества композитора?
3) почему симфония номер один называется "классической"?
4)кратко охарактеризуйте все части симфонии
В своем воображении романтики преображали неприглядную действительность или же уходили в мир своих переживаний. Разрыв между мечтой и действительностью, противопоставление прекрасного вымысла объективной реальности лежали в основе всего романтического движения.
Романтизм впервые ставит проблему языка искусства. “Искусство – язык совсем иного рода, нежели природа; но и в нем заключена та же чудесная сила, которая столь же тайно и непонятно воздействует на душу человека” (Вакенродер и Тик) . Художник – толкователь языка природы, посредник между миром духа и людьми. “Благодаря художникам человечество возникает как цельная индивидуальность. Художники через современность объединяют мир с миром будущим. Они являются высочайшим духовным органом, в котором встречаются друг с другом жизненные силы своего внешнего человечества а где внутреннее человечества проявляется прежде всего”(Ф. Шлегель) .
Однако романтизм не был однородным течением: его идейное развитие шло в различных направлениях. Среди романтиков были реакционно настроенные писатели, приверженцы старого режима, которые воспевали феодальную монархию и христианство. С другой стороны, романтики с прогрессивным мировоззрением выражали демократический протест против феодального и всяческого гнета, воплощали революционный порыв народа к лучшему будущему.
Романтизм оставил целую эпоху в мировой художественной культуре, его представителями были: в литературе В. Скотт, Дж. Байрон, Шелли, В. Гюго, А. Мицкевич, и др. ; в изобразительном искусстве Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. Рунге, Дж. Констебл, У. Тернер, О. Кипренский и др. ; в музыке Ф. Шуберт, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен и др. Они открыли и развили новые жанры, обратили пристальное внимание к судьбам человеческой личности, раскрыли диалектику добра и зла, мастерски раскрыли человеческие страсти и др.
Виды искусства в своей значимости более или менее уравнялись и дали великолепные произведения искусства, хотя романтики в лестнице искусств первенство отдавали музыке.
образ и характер бориса годунова в трагедии борис годунов
основная тема трагедии — царь и народ — определила то важное место, которое отвёл пушкин в своей пьесе борису годунову.
образ бориса годунова раскрыт широко и разносторонне: борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества.
борис наделён многими положительными чертами. (данный материал грамотно написать и по теме образ и характер бориса годунова в трагедии борис годунов. краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) привлекательны его большой ум, могучая воля, отзывчивость, желание «свой народ в довольствии, во славе успокоить». как нежный отец, он искренне скорбит о горе своей дочери, потрясённой неожиданной смертью своего жениха.
что, ксения, что, милая моя?
в невестах уж печальная вдовица!
всё плачешь ты о мёртвом женихе. .
безвинная, зачем же ты страдаешь?
как человек, глубоко понимающий пользу образования, он радуется успехам сына в науке.
учись, мой сын, наука сокращает нам опыты быстротекущей
учись, мой сын, и легче и яснее державный труд ты будешь постигать.
борис — опытный политик, он трезво учитывает отношение к нему бояр, понимает всю сложную обстановку внутри страны в его время и даёт разумные советы своему сыну в предсмертном завещании. просватав свою дочь за шведского королевича, он думает об укреплении связи руси с западноевропейскими государствами.
несмотря на все эти качества, народ не любит царя. борис годунов — типичный представитель того самодержавия, которое начало складываться в московской руси со времени ивана iii и расцвета своего достигло при иване iv. борис продолжает политику ивана iv — всей государственной власти в руках царя. он продолжает борьбу с родовитым боярством и, как иван iv, опирается в этой борьбе на служилое дворянство. назначая басманова командующим войсками, борис говорит ему: «пошлю тебя начальствовать над ними: не род, а ум поставлю в воеводы». борис продолжает политику московских царей и в отношении к народу: «лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать народ. так думал иоанн (iii), смиритель бурь, разумный самодержец, так думал и его свирепый внук (иван iv)». он продолжает политику крестьян, он «юрьев день задумал уничтожить», т. е. уничтожить право крестьян переходить от одного помещика к другому и тем самым окончательно закрепить крестьян за помещиками
такая крепостническая политика бориса усиливает сначала недоверчивое, а потом враждебное отношение к нему народа.
но борис отличается от своих предшественников тем, что он стал царём при преступления, а не в порядке законного престолонаследия. в xvii веке, как об этом говорят некоторые писатели того времени, бориса годунова считали убийцей димитрия-царевича, сына ивана iv. такого же мнения придерживался и карамзин. карамзин самую трагедию бориса рассматривал как следствие его преступления: бог наказал бориса за убийство царевича-младенца.
пушкин, «воскрешая век минувший во всей его истине», тоже рисует бориса как убийцу димитрия. но, в противоположность писателям xvii века и карамзину, он не этим преступлением объясняет несчастливое царствование бориса и постигшую его неудачу основать царскую династию годуновых.
убийство димитрия причиняет борису душевные мучения, усиливает неприязнь народа к нему, но не это главная причина его трагической судьбы. гибель бориса обусловлена социальными причинами, борьбой классовых сил. на борьбу с ним выступило боярство, донские казаки, польская шляхта, но главное — против него народ. гаврила пушкин говорит басманову, что самозванец силен не «польскою » и не казаками, а «мнением народным». народ восстал против годунова, и в этом главная причина гибели бориса, так как народ — основная, решающая сила .
народ отвернулся от бориса и потом восстал против него потому, что видел в нём деспота, который не только не заботится о благе народа, но, напротив, ухудшает его положение, закрепощая крестьянство; видел в нём убийцу царевича; рассматривал все его «благодеяния» и «щедроты» как «средство удержать смятенье и мятеж».
так пушкин показывает, что основная причина трагедии бориса в том, что он лишился уважения, любви и поддержки народа.