Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта П.И.Чайковского
Предположительно трагедия «Ромео и Джульетта» была написана
Шекспиром в 1595 году. В ней Шекспир рассказал о трагической гибели
двух влюбленных, принадлежащих к враждующим родам Монтекки и
Капулетти. Персонажи литературного произведения: это Монтекки и
Капулетти, Тибальт, Парис, Ромео и Джульетта, патер Лоренцо.
4 марта 1870 года состоялась премьера увертюры «Ромео и Джульетта».
Основной идейный смысл Чайковский передал через контрастное
сопоставление и столкновение музыкальных образов, избрав наиболее
отвечающую идейному замыслу сонатную форму, основанную на
контрастном сопоставлении тем. Сонатная форма состоит из разделов -
вступления, экспозиции, разработки, репризы, коды. В увертюре развиваются
три образа - образ патера Лоренцо (хорал медленного вступления), образ
вражды (семейства Монтекки и Капулетти и др., главная партия), образ или
тема любви (побочная партия).
Открывается увертюра темой патера Лоренцо. Лоренцо - противник вражды
двух семейств. Он тайно обвенчал Ромео и Джульетту, надеясь, что их брак
послужит примирению родов. Лоренцо любит природу и понимает её. Он не
только собирает растения, ему доступно глубокое понимание человеческого
сердца. Музыка сдержанная и сумрачно-сосредоточенный Этот человек
размышляет или погружён в воспоминания. Вступление довольно
продолжительное. Исполняется кларнетами и фаготами.
Следующая группа образов в литературе объединяет два враждебных
семейства - люди непримиримые, живущие по закону родовой мести - кровь
за кровь. Этому закону придерживаются не только старики, но и Тибальт,
даже в большей степени, чем старший Капулетти. Парис - жених Джульетты,
выбранный отцом.
В музыке тема вражды вторгается неожиданно. В ней энергия, быстрый
темп с движением вперёд, ритм неустойчивый, динамика – очень громкая.
Исполняет весь оркестр.
Тема любви- дуэт Ромео и Джульетта, она контрастна образу вражды.
Характеристика Ромео - ему 17 лет, душа его чиста, яркий и живой образ.
Джульетта - юность, богатый духовный мир, умна не по годам, смела,
решительна.
Эта тема широкого дыхания, вдохновенная и песенная. Её исполняют
английский рожок и альты. Динамика –не очень громкая. Интонации
сложные. Композитор использует развития - повтор.
↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓↓
1)сколько главных тем звучит в увертюре и какие?
2)опишите музыку главных тем (из текста).
На площади города Путивля, рать под предводительством князя Игоря готовится к сражению против половецкого войска. Бояре и простой люд оказывают почтение князю и его сыну Владимиру. Неожиданно начинается полное затмение солнца. В этом многие видят дурной знак. Пора отправляться в поход, но местные гудошники, Скула и Ерошка, тихо сбегают, боясь сражений и смерти.
Князь Игорь прощается с безутешной супругой Ярославной. Страшные предчувствия и жены не останавливают Игоря. Поручив Ярославну ее брату, князю Галицкому, Игорь с дружиной отправляется в поход.
1 действиеКартина перваяКнязь Галицкий шумно пирует, мечтая стать князем в Путивле, а сестру отправить в монастырь. Здесь же Скула и Ерошка.
В терем приходят девицы, с вернуть подругу, которую похитили слуги Галицкого. Князь высокомерно прогоняет просительниц, а веселье продолжается своим чередом.
Картина втораяКнягиня полна тяжелых дум, ведь до сих пор нет вестей от мужа. От горестных мыслей Ярославну отвлекают девицы пришедшие жаловаться на беззакония князя Галицкого. Появляется Галицкий. Держа ответ перед сестрой, брат ведет себя вызывающе и уверенно, заявляя, что скоро захватит власть в Путивле.
К княгине входят с плохими новостями думные бояре. Дружина разбита, Игорь и сын в плену у половцев, а на Русь идут вражеские орды.
2 действиеВ степи, в половецком стане, девушки нежными песнями и танцами услаждают взор Кончаковны, дочери хана Кончака. Сын Игоря, Владимир, с наступлением ночи спешит на свидание с прекрасной Кончаковной. Но князю Игорю плен доставляет лишь страдание, ведь он мечтает поскорее освободить свой народ.
К князю Игорю тайно обращается половец Овлур желая в побеге. Половецкий хан Кончак, приглашает к себе князя Игоря, предлагая ему свою верность и дружбу, по достоинству оценив в бою смелость и честность князя. Но Игорь твердо отказывается от предложения. Хан хорошо понимает князя и чтобы поднять настроение пленника, сзывает юношей и девушек для веселой безудержной пляски.
3 действиеПоловцы встречают хана Гзака с добычей. Вид полоненных сородичей и разграбленного добра, становятся последней каплей терпения князя Игоря. Князь решается бежать с Овлура. Появляется взволнованная Кончаковна. Узнав о побеге, красавица молит Владимира остаться с ней. Князь Игорь вскочив на коня, бежит из плена, оставив влюбленного сына с дочерью хана.
4 действиеГородская стена Путивля. Княгиня, оплакивает мужа и разоренную половцами землю. Тут Ярославна видит скачущих всадников, с радостью узнавая в одном из них любимого супруга. Гудошники, еще не зная о прибытии князя, смеются над Игорем. Но приезд князя Игоря потрясает их. Чтобы избежать наказания, плутоватые Скула и Ерошка, решают бить в колокол, возвещая о появлении князя.
На звон колокола сбегаются жители Путивля, шумно приветствуя любимого князя.
Опера учит мужеству, преданности и отваге. Верности своему слову и любви к родной земле.
Читать краткое содержание Опера Бородина - Князь Игорь. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Образец например, на песне «Во поле береза стояла». В каждом ее куплете мы часто слышим четыре отдельных фразы:
1-я. Во поле береза стояла,
2-я.Во поле кудрявая стояла,
3-я. Люли, люли, стояла,
4-я. Люли, люли, стояла.
Вторая фраза отделяется от первой – она является ее повторением, хотя и не вполне точным. Третья отделяется от второй, хотя совсем не повторяет ее. Значит, в музыке одну часть от другой отделяет не только повторение, но и несходство, если оно ясно слышится.