Урок является заключительной частью темы, а так же имеет целью исследование музыкального творчества. 1) Необходимо выбрать проект по пройденным темам или урокам
1. «Песенное искусство»
2. «Инструментальное искусство»
3. «Искусство айтыса»
2) Определить цель выбранной темы.
3) Составить план содержания проекта
Используя слайды из интернета, покажи крупных представителей традиционных песенных школ Арки, Семиречья, Западного Казахстана.
- какую тему ты выбрал
- напиши цель твоего проекта
- каким образом вы будете его представлять. (презентация с голосом, видео выступления, исполнение песни с музыкальном стиле одной из названных выше школ, инструментальное исполнение)
Подготовь проект
вольфганг моцарт родился в 1756 году в австрийском городе зальцбург. его отец леопольд моцарт был образованным и серьезным музыкантом, служившем при дворе князя-правителя города. превосходный педагог, он стал первым учителем музыки маленького вольфганга и его старшей сестры наннерль. в 3 года мальчик находил на клавесине консонирующие интервалы, в 4 года повторял за сестрой небольшие пьесы и пытался сочинить концерт для клавесина. постепенно кроме клавесина мальчик овладел игрой на скрипке и органе. когда вольфгангу было 6 лет, леопольд моцарт отправился с ним в концертное турне. первое путешествие продолжалось 3 года. семья посетила мюнхен, вену, париж, лондон, , гаагу, женеву. отец знакомил сына с лучшими произведениями музыкантов того времени, водил его на концерты, в оперу занимался с ним композицией. у вольфганга появились новые сочинения : в январе были написаны первые четыре сонаты для клавесина и клавира. в 1766 году семья вернулась домой. отец начинает работать с сыном над новыми программами. кроме музыки, вольфганг изучает и другие предметы , , рисование, арифметику, а также иностранные языки французский, , итальянский, латинский. одновременно появляется заказ на сочинение музыки : венский оперный театр заказал комическую оперу « мнимая простушка ». опера была поставлена, но не в городе из-за интриг придворных музыкантов, а в 1768 моцарту было 12 лет. в 1769 году, в возрасте 13 лет моцарт с отцом в италию, родину оперы. за 3 года - с 1760 по 1771 отец с сыном посетили крупнейшие города страны: рим, милан, неаполь, венецию, флоренцию. юный моцарт выступал как клавесинист - виртуоз, певец-импровизатор. крупнейший в мире миланский оперный театр заказал моцарту оперу « митридат, царь понтийский ». она была написана за короткий срок, всего за полгода, и шла 20 раз подряд с огромным успехом. вслед за этим моцарт получил заказ на новую оперу « луций сулла » и другие произведения. после недолгих занятий с известным итальянским теоретиком и композитором падре мартини моцарт в возрасте 14 лет становится членом болонской академии. но несмотря на поразительные успехи, молодой композитор так и не смог найти работу в италии. пришлось опять вернуться домой, в зальцбург. там вместо старого князя появился новый правитель- граф колоредо. он не одобрял длительные отъезды моцартов. с трудом получив отпуск, в возрасте 22 лет вольфганг едет с матерью в париж. он уже известный композитор, им написано около 300 произведений! но снова попытки найти работу остаются без результата. заболевает и умирает его мать. моцарт вынужден вернуться. творческий результат поездки в париж -пять сонат для клавесина. в городе мюнхен с блестящим успехом идет новая опера композитора – « идоменей, царь крита ». а дома, в зальцбурге музыкант терпит новые унижения от графа колоредо. моцарт решает уехать. в 1781 году он поселился в вене, где прожил до конца своих дней. в 1782 году композитор женился на констанце вебер. в том же году по заказу венского театра он написал оперу « похищение из сераля ». вершиной оперного мастерства композитора стали « свадьба фигаро », « дон-жуан » и « волшебная флейта ». 1786 год- год знакомства и начала дружбы с композитором йозефом гайдном. в знак уважения моцарт посвятил ему шесть квартетов. среди знакомых моцарта- известный итальянский композитор антонио сальери. в эти годы он пишет множество произведений для клавесина. в течение лета 1788 года были написаны 3 лучшие симфонии -№ 39, 40, 41. последняя из них- № 41- получила название « юпитер ». моцарт умер 5 декабря 1791 года.
Музыка Скрябина — это неудержимое, глубоко человечное стремление к свободе, к радости, к наслаждению жизнью. ...Она продолжает существовать как живой свидетель лучших чаяний своей эпохи, в условиях которой она была «взрывчатым», волнующим и беспокойным элементом культуры.
Б. Асафьев
А. Скрябин вошел в русскую музыку в конце 1890-х гг. и сразу заявил о себе как исключительная, ярко одаренная личность. Смелый новатор, «гениальный искатель новых путей», по словам Н. Мясковского, «при совершенно нового, небывалого языка он открывает пред нами такие необычайные... эмоциональные перспективы, такие высоты духовного просветления, что вырастает в наших глазах до явления всемирной значительности». Новаторство Скрябина проявило себя и в области мелодики, гармонии, фактуры, оркестровки и в специфической трактовке цикла, и в оригинальности замыслов и идей, смыкавшихся в значительной мере с романтической эстетикой и поэтикой русского символизма. Несмотря на короткий по времени творческий путь, композитором создано множество произведений в жанрах симфонической и фортепианной музыки. Им написаны 3 симфонии, «Поэма экстаза», поэма «Прометей» для оркестра, Концерт для фортепиано с оркестром; 10 сонат, поэмы, прелюдии, этюды и др. сочинения для фортепиано. Творчество Скрябина оказалось созвучным сложной и бурной эпохе рубежа двух столетий и начала нового, XX в. Напряженность и пламенность тонуса, титанические устремления к свободе духа, к идеалам добра и света, ко всеобщему братству людей пронизывают искусство этого музыканта-философа, сближают его с лучшими представителями русской культуры.