Учебник: музыкальная . третий год обучения. н.п.козлова страница 87 вопрос номер 2. как в это время изменилась культурная жизнь россии? расскажите об организации рмо, бмш, первых консерваторий.
Громкостная динамика и артикуляция часто рассматриваются и исполнителями, и теоретиками как категории родственные и даже зависимые. Еще И. Браудо отмечал, что «…артикуляция и динамика оказываются взаимосвязанными через прием штриха» [1, с. 16]. Эта взаимосвязь становится понятной и закономерной, если попытаться определить положение этих элементов в системе фактуры. И. Сниткова, выделяя три уровня организации фактуры, относит тембр, артикуляцию и динамику к первичному, «фоническому, элементарно-звуковому уровню организации, который в силу своей специфики призван воздействовать, прежде всего, на сенсорные слои восприятия» [4, с. 14]. Таким образом, артикуляция и динамика, как и тембр или темброколорит, оказываются той частью фактуры, которую удобнее назвать семантически более точным словом – текстура. Именно с этим уровнем и работает исполнитель, именно через него он часто раскрывает образный строй, а иногда и моменты драматургии, создавая неповторимый звуковой мир произведения.
Если теоретический взгляд на динамику, в общем, ясен, определяя ее как категорию относительную, не исчисляемую, то с артикуляцией дело обстоит сложнее. И. Браудо, не отрицая процессов внутри звука и часто называя штрихи красками, раскрывает в своем труде «Артикуляция» прежде всего различительную функцию артикуляцию, т.е. искусство связывания или разделения тонов. Последующие исследователи (А. Сокол, Е. Титов) вводят и аспекты звуковой, фонической стороны артикуляции, связанной с самой текстурой звука, его началом, протяженностью и концом. В заключении Е. Титов представляет артикуляцию в двух ее главных разновидностях: мотивной и фонетической [5, с. 5].
Пользуясь таким теоретическим багажом, попытаемся раскрыть артикуляционно-динамические задачи в двух знаковых циклах Мессиана «Четыре ритмических этюда» и «Каталог птиц».
Ключевым номером цикла этюдов является вторая пьеса «Лад длительностей и интенсивностей», справедливо отмеченная В. Екимовским как «характерная крайней степенью структурализма» [2, с. 182]. Эта пьеса представляет собой сериальный эксперимент в области ритма, динамики и артикуляции. Если ритм определяется длительностями, то динамика и артикуляция, исходя из названия, данного автором, объединяются, выражая другое качество звука – интенсивность. Суть произведения такова: за каждой высотой и длительностью Мессиан закрепляет определенный динамический оттенок и вид артикуляции, объединяя тона в лад из трех частей. Сложность исполнения заключается в том, что пианисту будет просто необходимо найти почти абсолютную меру динамического оттенка и крайне определенный артикуляционный прием, дабы каждый тон этой пуантилистической фактуры приобрел только ему присущие качества. Однако заметим, что все параметры каждого отдельного тона взаимообусловлены. Например, pppхарактеризует самые высокие тоны системы, а fff – самые низкие; штрихи предельной краткости возникают над нотами только мелких длительностей, а акцент сопровождает звуки в динамическом оттенке ff. То есть интенсивности возникают там, где они естественно могут возникнуть.
Громкостная динамика и артикуляция часто рассматриваются и исполнителями, и теоретиками как категории родственные и даже зависимые. Еще И. Браудо отмечал, что «…артикуляция и динамика оказываются взаимосвязанными через прием штриха» [1, с. 16]. Эта взаимосвязь становится понятной и закономерной, если попытаться определить положение этих элементов в системе фактуры. И. Сниткова, выделяя три уровня организации фактуры, относит тембр, артикуляцию и динамику к первичному, «фоническому, элементарно-звуковому уровню организации, который в силу своей специфики призван воздействовать, прежде всего, на сенсорные слои восприятия» [4, с. 14]. Таким образом, артикуляция и динамика, как и тембр или темброколорит, оказываются той частью фактуры, которую удобнее назвать семантически более точным словом – текстура. Именно с этим уровнем и работает исполнитель, именно через него он часто раскрывает образный строй, а иногда и моменты драматургии, создавая неповторимый звуковой мир произведения.
Если теоретический взгляд на динамику, в общем, ясен, определяя ее как категорию относительную, не исчисляемую, то с артикуляцией дело обстоит сложнее. И. Браудо, не отрицая процессов внутри звука и часто называя штрихи красками, раскрывает в своем труде «Артикуляция» прежде всего различительную функцию артикуляцию, т.е. искусство связывания или разделения тонов. Последующие исследователи (А. Сокол, Е. Титов) вводят и аспекты звуковой, фонической стороны артикуляции, связанной с самой текстурой звука, его началом, протяженностью и концом. В заключении Е. Титов представляет артикуляцию в двух ее главных разновидностях: мотивной и фонетической [5, с. 5].
Пользуясь таким теоретическим багажом, попытаемся раскрыть артикуляционно-динамические задачи в двух знаковых циклах Мессиана «Четыре ритмических этюда» и «Каталог птиц».
Ключевым номером цикла этюдов является вторая пьеса «Лад длительностей и интенсивностей», справедливо отмеченная В. Екимовским как «характерная крайней степенью структурализма» [2, с. 182]. Эта пьеса представляет собой сериальный эксперимент в области ритма, динамики и артикуляции. Если ритм определяется длительностями, то динамика и артикуляция, исходя из названия, данного автором, объединяются, выражая другое качество звука – интенсивность. Суть произведения такова: за каждой высотой и длительностью Мессиан закрепляет определенный динамический оттенок и вид артикуляции, объединяя тона в лад из трех частей. Сложность исполнения заключается в том, что пианисту будет просто необходимо найти почти абсолютную меру динамического оттенка и крайне определенный артикуляционный прием, дабы каждый тон этой пуантилистической фактуры приобрел только ему присущие качества. Однако заметим, что все параметры каждого отдельного тона взаимообусловлены. Например, pppхарактеризует самые высокие тоны системы, а fff – самые низкие; штрихи предельной краткости возникают над нотами только мелких длительностей, а акцент сопровождает звуки в динамическом оттенке ff. То есть интенсивности возникают там, где они естественно могут возникнуть.
1в. Кто написал оперу" Князь Игорь"?
Д. Шостакович, А. Бородин, С. Прокофьев.
2в. Нота "соль" какой музыкальный ключ указывает?
Скрипичный, теноровый, басовый.
3в. Симфоническое вступление к опере или к балету ,как называется? Тутти, реприза, увертюра.
4в. Литературный текст оперы и балета как называется?
Монолог, либретто, вариация.
5в. Болеро - каких народностей танец?
Испанский, итальянский, польский.
6в. 1 часть сонатно-симфонического цикла как называется? Разработка, экспозиция, кода.
7в. Кто основал русскую классическую музыку?
П. Чайковский, М. Глинка, Н. Римский Корсаков.
8в. Кто написал оперу "Аида"?
Верди, Вагнер, Шуберт.
9в. Три и более звука вместе взятые как называется?
Интервал, аккорд, трезвучие.
10в. Кто написал балет "Щелкунчик"?
С. Прокофьев, П. Чайковский, М. Глинка.
Объяснение: