Тема триместра: Музыкальный образ.
Тема урока: Лирические образы в музыке.
Музыкальное содержание проявляет себя в музыкальных образах (образ – художественное отражение идей и чувств в звуке, слове, красках) – в их возникновении, развитии, взаимодействии. Каким бы единым по настроению ни было музыкальное произведение, в нём всегда угадывается всевозможные перемены, сдвиги, контрасты. Появление новой мелодии, изменение ритмического рисунка, смена раздела почти всегда означает возникновение нового образа близкого по содержанию или прямо противоположного.
В музыке, как и человеческой душе, редко бывает только одна линия, одно настроение. Только маленькую пьесу или небольшой фрагмент можно считать единым по образному содержанию Как правило, продолжительность пьесы тесно связана с особенностью её образного строения. Маленькие пьесы обычно близки к единой образной сфере, в то время как крупные требуют более долгого и сложного образного развития.
Композиторы, обращаясь к лирическому образу, нередко обращаются к музыкальной миниатюре. Лирическим произведением можно назвать произведения искусства, которое выражает чувства человека, его душевные переживания. Музыкальные интонации в таких произведениях светлые, спокойные, возвышенные, благородные.
Одно из таких произведений – Прелюдия Сергея Васильевича. Рахманинова № 12. Её настроение, одновременно трепетное и тоскливое, созвучно русской музыкальной традиции воплощения образов печали и прощания. Композитор не дал пьесе название, однако в музыке чувствуется щемящее осеннее состояние: трепет последней листвы, моросящий дождь, низкое серое небо. Музыкальный образ прелюдии дополняется даже моментом звукоизобразительности: в мелодико-фактурном звучании угадывается нечто похожее на прощальное курлыканье журавлей, покидающих нас на долгую-долгую зиму..
Прочитайте строки из стихотворения Николая Михайловича Рубцова «Журавли», в котором пронзительно и точно обрисован образ русской души и русской природы, воплощённый в высоком прощальном полёте журавлей..
Вот летят, вот летят….Отворите скорее ворота!
Выходите скорей, чтоб взглянуть на любимцев своих!
Вот замолкли – и вновь сиротеет душа и природа
Оттого, что – молчи! – так никто уж не выразит их…
Рассмотри картину Исаака Ильича Левитана «Золотая осень» и послушай Прелюдию С. В. Рахманинова, настраиваясь на лирический образ перечисленных произведений.
Вопросы и задания по теме урока.
1. Рассмотри репродукции картин «Юный нищий» Э. Мурильо и «Триумф Цезаря» А. Мантенья. Какая из них представляет собой малую, а какая – крупную форму? По каким признакам это можно определить?
2. Правомерно ли утверждение, согласно которому глубина и сложность художественного образа произведения зависят исключительно от его масштабов? Почему? Расскажи на примере картин «Юный нищий» и «Триумф Цезаря».
3. Можно ли считать, что Прелюдия С. Рахманинова относится к произведениям малой формы? Что об этом свидетельствует?
4. Как в музыкальном произведении может быть претворён лирический образ? Расскажи на примере Прелюдии С. Рахманинова.
5. Что в большей степени присуще художественному образу услышанной прелюдии – единство, перемены или контрасты.
6.Вспомни известные тебе произведения музыки, литературы, ИЗО, воплощающие лирические образы печали и прощания. При подготовке ответа используй возможности сети Интернет
Баркаро́ла (от итал. barca — лодка) — народная песня венецианских гондольеров[1]; в ряду источников упоминается как гондольера[2].
Баркарола характеризуется умеренным темпом и размером 6/8, напоминая плавное покачивание на волнах.
Расцвет этой музыкальной формы пришёлся на эпоху романтизма.
У польского композитора Фредерика Шопена есть фортепианное произведение «Баркарола фа-диез мажор» (Op. 60), написанное в 1846 году. Композитор Ян Галл в 1884 написал оперу «Баркарола». В цикле «Времена года» Петра Ильича Чайковского есть произведение под названием «Июнь — Баркарола». Одной из наиболее известных считается баркарола Belle nuit, ô nuit d'amour из оперы Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана».
Гораздо ранее, в лирике трубадуров Пиренейского полуострова XIII—XIV веков, баркарола (порт. barcarola) или маринья (порт. marinha) была одним из малораспространённых поджанров кантиги о друге, относящейся к женским песням о любви
1. Родился- 7 мая 1840 г Воткинск, Россия
Умер-6 ноября 1893 г Санкт-Петербург, Россия
(53 года)
2. Десять опер, три балета, семь симфоний, 104 романса, ряд программных симфонических произведений, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, хоровые сочинения, кантаты, фортепианные миниатюры и циклы
3.
1) Юный композитор очень любил музыку, на это его подтянули родители, которые тоже жили музыкой. Его завораживал рояль, ему это нравилось...
2) Оперная музыка
3) Иван Самойлович Алопеус
4. В Училище правоведения
5.
1) Закончил училище 13 (25 мая ) в 1859 году (19 лет), в 9 чине.
2) Да, ему нравилась работа Министерстве юстиции
6. Николай Заремба, Антон Рубинштейн, Чезаре Чиарди и Генрих Штиль
7. Ему предложили иметь место профессора классов свободного сочинения, гармонии, теории музыки и инструментовки в Музыкальных классах Московского отделения Русского музыкального общества
8. С членами "Могучей кучки"
9.
1) Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
2) Две пьесы для фортепиано — «Ноктюрн» и «Юмореска»
3) Оперы «Опричник» и «Кузнец Вакула»
4) Музыка к драме Островского «Снегурочка»
5) балет «Лебединое озеро»
6) Вторая и Третья симфонии
7) Фантазия «Франческа да Римини»
8) Первый фортепианный концерт
9) Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром
10) Три струнных квартета
11) Кантата «В память 200-летия рождения Петра Великого»
12) Сочинение оперы «Евгений Онегин»
10. Надежда Филаретовна фон мекк, в период крайнего нервного возбуждения, оказала моральную и материальную поддержку с переписки (1876―1890 г)