Волченко василий михайлович кубанский композитор василий михайлович волченко родился 5 октября 1946 года в станице старовеличковской калининского района краснодарского края. с раннего детства его окружала музыкальная среда: имея тонкий музыкальный слух, мать будущего композитора прасковья даниловна губарева-волченко прекрасно пела и кубанские народные песни, отец – михаил никифорович волченко играл на струнных народных инструментах (, мандолина) и на баяне. но особое влияние на музыкальное развитие ребёнка оказал его дядя по отцу, известный в станице баянист-любитель иван никифорович волченко. музыкальные способности у мальчика обнаружились в раннем возрасте. уже в пять лет он самостоятельно научился играть на полубаяне. сначала юный музыкант играл по слуху, а к 10-11 элементарные сведения игры на баяне по нотам дал ему дядя. к этому периоду относятся и первые попытки творчества. с шестилетнего возраста юный музыкант часто выступает в станичном клубе, позднее в общеобразовательной школе, где он учился. исполнительство идет параллельно с творчеством, которому мальчик уделяет все больше внимания. с 1961 года в. волченко регулярно получал консультации по сочинению из центрального дома народного творчества имени н. к. крупской (москва), где его консультантами были с. н. ряузов, б. ф. смирнов и др. и консультанты из центрального дома народного творчества имени н. к. крупской и известный композитор ю. м. слонов настоятельно рекомендовали в. волченко получить профессиональное музыкальное образование. в 1969 году музыкант поступает в новороссийское музыкальное училище и заканчивает его по двум специальностям: народные инструменты (баян) и теория музыки. по сочинению он занимался у композитора о. о. меремкулова. за время учебы в музыкальном училище в. волченко написал ряд сочинений в разных жанрах. одно из наиболее удачных сочинений училищного периода (прелюдия №2 для фортепиано) было опубликовано издательством «музычна украина». в 1973 году в. волченко поступает в класс композиции ростовского государственного музыкально-педагогического института (ныне ростовская государственная консерватория имени с. в. рахманинова). наставником его по специальности в названном учебном заведении был известный композитор л. п. клиничев. после окончания вуза с 1978 года творческую работу композитор совмещает с преподавательской и концертмейстерской деятельностью, проживая в городах: мариуполь (украина), майкоп, краснодар. ведя класс композиции в музыкальном училище майкопа, а потом в музыкальных школах краснодара, в. волченко воспитал значительное количество юных музыкантов, неоднократно подтверждавших свою творческую репутацию на городских и краевых конкурсах, а некоторые учащиеся закончили консерватории по классу композиции. композитор работает в разных жанрах. в его творческом портфеле симфонические, камерно-инструментальные, хоровые, вокальные, фортепианные произведения, музыка для народных инструментов (оркестра, различных ансамблей, баяна, аккордеона, гармони, , домры), песни, музыка для детей, обработки. музыке в. волченко присущи с одной стороны драматизм, неукротимая энергия, динамичность, волевой напор, с другой – углубленная , сдержанность, лирическая проникновенность, а иногда юмор и мягкая ирония. на произведениях композитора воспитано уже не одно поколение музыкантов, так как сочинения в. волченко исполняются в музыкальных школах, музыкальных училищах, академиях, консерваториях. с произведениями композитора неоднократно занимали призовые места на городских, краевых, всероссийских и международных конкурсах. музыка в. волченко звучала по всесоюзному радио, краевому телевидению и радио. его музыку исполняли московский, ростовский, нальчикский и краснодарский симфонические оркестры, такие известные коллективы, как рно имени н. п. осипова, «виртуозы кубани», « удаль», мариупольский оркестр народных инструментов (украина), «казачья вольница», краснодарский камерный хор, краснодарский хор молодежи и студентов, пианистка н. коробейникова, баянист в. детков, баянист-гармонист м. ескин и др. произведения композитора издавались ведущими издательствами страны. в разные годы выпущены четыре авторских сборника (москва, краснодар).
Первая частьсимфонии,allegro moderato , начинается вступительной темой, которую исполняет в низком регистре унисон виолончелей и контрабасов. тема звучит с мрачной величавостью и одновременно лирически проникновенно. эта выразительная напевная фраза заканчивается грустным вопросительным возгласом. она сразу определяет романтический тон всего произведения:  в следующем далее сонатном allegro и главная, и побочная партии имеют характер, отличающий многие инструментальные темы шуберта. они родственны его песням, как в мелодическом, так и в фактурном отношении. их изложение напоминает сольную вокальную партию с сопровождением, которое появляется немного ранее солирующего голоса и звучит далее подобно сквозному фортепианному фону. так, печальную, словно ж льющуюся тему главной партии, которую запевают гобой с кларнетом, предваряют и скрипки трепетным фигурационным движением:   мягко пульсирующие, синкопированные аккорды сопровождения тоже начинают звучать еще перед появлением темы побочной партии. светлую, мелодию с чертами танцевальности, близкую венской бытовой песне, «поёт» теплый голос виолончелей:   в отличие от классических правил побочная партия начинает звучать в тональности vi ступени — соль мажоре. характерный для романтической музыки контраст между главной и побочной партиями подчеркнут тем, что между ними нет связующей партии, и поэтому они непосредственно сопоставляются друг с другом. новый, острый контраст создает внезапное вторжение в побочную партию резко звучащих аккордов всего оркестра. далее следует драматическое развитие мотивов, вычлененных из темы. заключительная партия основана на начальных интонациях побочной, но она не столь безмятежна, а словно чем-то обеспокоена. в разработке вновь появляется скорбная вступительная тема, и ее напряженное развитие заполняет весь этот раздел. тема главной партии в нем не используется. а возникающий пульсирующий синкопированный фон из побочной партии становится тревожным и грозным: происходит характерная для романтической музыки образная трансформация. в репризе новые красочные контрасты образуют изложение побочной партии не в основной тональности си минор, а в параллельной ре мажор и заключительной партии — в си мажоре. в большой же коде всецело господствует скорбная вступительная тема.