Известное, , всем произведение «собачий вальс» тоже сочинил шопен. у жорж санд, с которой он был в отношениях несколько лет, была собачка, с которой она любила играть. однажды женщина обмолвилась, что если бы могла, обязательно сочинила бы песню о своем четвероногом друге. желание возлюбленной - закон. и шопен сочинил чудесный вальс , который друзья и ученики прозвали «вальс маленькой собачки». последней работой в жизни шопена была «мазурка фа-минор», которую самостоятельно ему исполнить так и не довелось.в возрасте 10 лет щопен сочинил марш, посвященный великому князю константину, который был напечатан, правда, без имени автора, и даже несколько раз исполнялся военным оркестром. в детстве, фредерик шопен играл в полной темноте. в момент игры на фортепиано, он гасил все свечи. именно таким образом маленький гений мог настроиться. даже когда он был в гостях и его просили сыграть, он просил погасить свечи в комнате. эта привычка сохранилась у него до самой смерти. когда шопен учился играть, ему нравились несколько аккордов, но своими маленькими детскими пальцами, он не мог их брать. тогда маленький фредерик решил растянуть свои пальцы. для этого, он придумал приспособление, которое носил каждый день. хотя это приносило ему сильную боль.
Ноктю́рн (от фр. nocturne — «ночной») — распространившееся с начала xix века название пьес (обычно инструментальных, реже — вокальных) лирического, мечтательного характера. французское слово nocturne в этом значении впервые применил джон филд в 1810-х годах, хотя итальянский термин notturno существовал ещё в xviii веке и обозначал музыку, исполнявшуюся на открытом воздухе. жанр ноктюрна возник ещё в средневековье. тогда ноктюрном называли часть религиозной католической службы, исполнявшуюся между полночью и рассветом (как православная заутреня). из числа сугубо религиозных жанров ноктюрн вышел в xviii веке, превратившись в камерное произведение, исполняемое в ночное время на открытом воздухе (nachtmusik). к современному пониманию жанра классический ноктюрн не имел никакого отношения (не был лирической миниатюрой) и часто писался в форме сонатно-симфонического цикла (например, «маленькая ночная серенада » моцарта).в xx веке некоторые композиторы пытались переосмыслить художественную сущность ноктюрна, отображая с его уже не лирические ночные грёзы, а призрачные видения и естественные звуки ночного мира. начало этому положил ещё роберт шуман в цикле nachtstücke , более активно такой подход проявился в сочинениях пауля хиндемита (сюита «1922»), белы бартока («ночная музыка») и ряда других композиторов.