Развитие русской музыки во второй половине 19 века в России
Вторая половина XIX в.— это время расцвета творчества русских композиторов, развития музыкальной критики и теоретической мысли о музыке. Совершился перелом в организации музыкального образования. Поднялся уровень музыкальной сцены, развилась концертная жизнь, достигнуты были небывалые успехи в исполнительстве. Расширился во много раз и демократизировался контингент слушателей.
Порой «бури и натиска», «музыкальной революции» называют 60-е и 70-е годы. Тогда действовали «могучая кучка» композиторов и близкий к ней А. С. Даргомыжский, работали А. Н. Серов и братья Рубинштейны, переживал первый этап своего творческого пути П. И. Чайковский. Сравнительно с 60—70-ми годами более «спокойным» характером отличалось музыкальное движение 80-х и начала 90-х годов, когда место боевой «могучей кучки» занял неоформленный и неоднородный в эстетическом и общественном смысле кружок музыкантов, связанных с начинаниями известного мецената М. П. Беляева (авторитетнейшим представителем беляевского кружка являлся участник «могучей кучки» Н. А. Римский-Корсаков), когда достигло вершин творчество Чайковского и развивалась деятельность учеников Римского-Корсакова — А. К. Глазунова, А. К. Лядова, ученика Чайковского — С. И. Танеева.
Композиторы второй половины XIX в. в строительстве национальной музыкальной культуры были продолжателями дела, начатого М. И. Глинкой. Среди композиторов старейшим по возрасту и по стажу деятельности был А. С. Даргомыжский. Его творчество в большей своей части приходится на глннкин-скую пору. В онерах «Русалка» (поставлена в 1856 г.) и «Каменный гость» (поставлена в 1872 г., после смерти автора), в романсах он выступал одним из предшественников и до известной степени зачинателем той школы русской музыки, которая связана с именами композиторов «могучей кучки». Музыка Даргомыжского, исполненная и драматизма, и юмора, проникнута народностью, отличается блестящим мастерством музыкальной характеристики. Типичным для него было стремление к максимальной правде выражения, к наибольшей слитности музыки с текстом. Б произведениях Даргомыжского получила яркое и глубоко творческое отражение народная песня как крестьянская, так и городская. Социальные мотивы выражены не только в «Русалке», но и в романсах Даргомыжского, являв-' шихся откликом на жизненные проблемы, которые разрабатывались в литературе и изобразительном искусстве 40—60-х годов. Свойственные Даргомыжскому реформаторские тенденции особенно полно проявились в «Каменном госте» (на почти неизмененный текст Пушкина). Вслед за «Русалкой» эта предсмертная опера Даргомыжского, построенная почти целиком на мелодическом речитативе, оказала влияние на формирование эстетики русской оперы.
Развитие русской музыки во второй половине 19 века в России
Вторая половина XIX в.— это время расцвета творчества русских композиторов, развития музыкальной критики и теоретической мысли о музыке. Совершился перелом в организации музыкального образования. Поднялся уровень музыкальной сцены, развилась концертная жизнь, достигнуты были небывалые успехи в исполнительстве. Расширился во много раз и демократизировался контингент слушателей.
Порой «бури и натиска», «музыкальной революции» называют 60-е и 70-е годы. Тогда действовали «могучая кучка» композиторов и близкий к ней А. С. Даргомыжский, работали А. Н. Серов и братья Рубинштейны, переживал первый этап своего творческого пути П. И. Чайковский. Сравнительно с 60—70-ми годами более «спокойным» характером отличалось музыкальное движение 80-х и начала 90-х годов, когда место боевой «могучей кучки» занял неоформленный и неоднородный в эстетическом и общественном смысле кружок музыкантов, связанных с начинаниями известного мецената М. П. Беляева (авторитетнейшим представителем беляевского кружка являлся участник «могучей кучки» Н. А. Римский-Корсаков), когда достигло вершин творчество Чайковского и развивалась деятельность учеников Римского-Корсакова — А. К. Глазунова, А. К. Лядова, ученика Чайковского — С. И. Танеева.
Композиторы второй половины XIX в. в строительстве национальной музыкальной культуры были продолжателями дела, начатого М. И. Глинкой. Среди композиторов старейшим по возрасту и по стажу деятельности был А. С. Даргомыжский. Его творчество в большей своей части приходится на глннкин-скую пору. В онерах «Русалка» (поставлена в 1856 г.) и «Каменный гость» (поставлена в 1872 г., после смерти автора), в романсах он выступал одним из предшественников и до известной степени зачинателем той школы русской музыки, которая связана с именами композиторов «могучей кучки». Музыка Даргомыжского, исполненная и драматизма, и юмора, проникнута народностью, отличается блестящим мастерством музыкальной характеристики. Типичным для него было стремление к максимальной правде выражения, к наибольшей слитности музыки с текстом. Б произведениях Даргомыжского получила яркое и глубоко творческое отражение народная песня как крестьянская, так и городская. Социальные мотивы выражены не только в «Русалке», но и в романсах Даргомыжского, являв-' шихся откликом на жизненные проблемы, которые разрабатывались в литературе и изобразительном искусстве 40—60-х годов. Свойственные Даргомыжскому реформаторские тенденции особенно полно проявились в «Каменном госте» (на почти неизмененный текст Пушкина). Вслед за «Русалкой» эта предсмертная опера Даргомыжского, построенная почти целиком на мелодическом речитативе, оказала влияние на формирование эстетики русской оперы.