Слово “ современность” имеет два значения: более узкое - то, что создано мастерами, живущими в одно время с нами, и более широкое - музыка, независимо от эпохи, в которую она была написана, отвечающая нашим современным идеалам. Композиторы с творчеством которых мы знакомы, не памятники истории, а во многом наши современники, потому что настоящее, высокое искусство существует вне времени. Современной можно назвать ту музыку, которая порождает некий до этого не существовавший тип эстетического переживания. Новизна этого переживания обусловленна экзистенциальным и эстетическим опытом, присущим только данной эпохе. Выделяя черты современного в окружающем нас мире, мы отличаем настоящее от истории и заново формируем наше историческое сознание. Таким образом, можно сказать, что современна та музыка, которая заставляет нас по - новому взглянуть на историю и заново выстраивает связи в массе предшествующих ей художественных событий. Кроме того, она всегда отражает современное ей состояние общества (уже через формы ее презентации и социальные группы заказчиков и слушателей) и всегда связана как с его идеологическими настроениями, так и с его, общества, коллективным бессознательным, максимально выраженным как раз в поп-музыке (примеров положительного влияния последней на современную музыку больше, чем это принято считать) . Что такое современная музыка? 1. Простейший ответ, уже приведенный: музыка, написанная недавно, в последнее время (кто-то скажет - год, кто-то - полвека) . 2. Музыка, в полной мере использующая современный уровень развития музыкального языка. В этом смысле Мусоргский - современник не Кюи и Серова, а Дебюсси и Прокофьева (а то и еще попозже) , современник той стадии развития музыки, когда его наиболее смелые идеи стали всеобщим достоянием. Когда возникло представление о том, что не вся вновь написанная музыка современна, что музыка может устареть сразу после своего рождения, никто не знает. 3. Музыка, современная данной (суб) культуре = музыка, имеющая в структуре данной (суб) культуры адресата прочитать содержание, которое она несет, без существенных искажений. Здесь два момента. Во-первых, для кого-то какой либо композитор уже умер или вообще пройденный этап, а для кого-то другого он еще и не рождался. 4. Музыка, активно вовлеченная в процесс развития искусства (либо ей подражают, либо ее критикуют) , музыка, используемая как топливо для новых музыкальных произведений. Еще один вечный вопрос, существует ли универсальная музыка, современная всем временам, переформулируется, таким образом, в вопрос об универсальном содержании, равно адекватно понимаемом всеми людьми без исключения.
Глава1 Ценность лузыни и художественно-эстетическое сознание общественности"- призвана дать представление о музыкальном искусстве как о едином процессе. В первом разделе главы - "Ценность музыки" - определен диапазон духовных ценностей и дана классификация ценностей эстетического и этического порядка. Предметом дальнейшего внимания автора становятся художественные ценности, которые рассматриваются не только как средство удовлетворения человеческих потребностей в наслаждении красотой и познании, но и как явление культуры, выполняющее социальную функцию служения.
Все художественные 'ценности можно разделить на актуальные и потенциальные. Условием актуализации тех или иных произведений искусства является не только совершенство замысла и исполнения, но и наличие определенных, внешних факторов, а также художественная ситуация, возникающая в момент воплощения сочинения.
Музыкальные ценности включают в себя три параметра: содержательный (или смысловой), языковый и коммуникативный (сферу воздействия на, слушателя). Ее ли подлинные художественные ценности абсолютны по своей природе, так как они отражают мировой закон Красоты и Гармонии, то оценка их человеком носят огносительнный, . субъективный характер, являясь преломлением высших законов искусства в сознании отдельного человека.
Во втором разделе главы - "Художественное сознание российской музыкальной общественности конца XIX - начала XX
века"- объектом исследования являются внемузыкальные критерии оценки, которые определяли в этот период ценностную шкалу по отношению к произведет™ искусства. Художественное сознание рассматривается в данном случае как сознание общества, направленное на художественный (чаще всего -музыкальный) процесс. Исследуемый исторический период начинается с конца 80-х годов столетия и заканчивается серединой 10-х годов XX века.
Это вызвало распад старой идеологической системы и оживление концертной жизни не только в Москве и Петербурге, но и в других городах России. Кроме того, возникновение культурных связей с Францией, Германией, Чехией и. скандинавскими странами, исполнение в концертах музыки Вагнера, Грига, Сибелиуса, Дебюсси, Дворжака значительно расширило кругозор как профессиональных художников, так и многочисленных любителей музыки. Произошло приятие художественных явлений, казавшихся ранее чужеродными и трудно доступными: творчества Чайковского, Вагнера, итальянских опер и шедевров Мусоргского.
Глава II -"Объективные и субъективные критерии восприятия и оценки" - посвящена идеальной модели создания композитором и исполнителем духовных ценностей, с одной стороны, а, с другой - проблеме восприятия: отражению этой модели в сознании отдельного человека и общества в целом. В первом разделе главы - "Композиторское и исполнительское творчество в зеркале слушательского восприятия" - выявляются необходимые условия создания непреходящих художественных ценностей. От композитора требуются не только профессиональные качества (знания, мастерство и особое чувство материи), но и ощущение духа эпохи, художественное видение мира и вкус. Те же свойства необходимы и исполнителю. Особую роль в сценическом воплощении произведений искусства играет личное обаяние артиста, сила его воздействия на публику, внутренний темперамент, магнетизм притягивать внимание публики
обладали многие художники А.Рубинштейн, С.Рахманинов, А.Никиш, И.Гофман, Ф.Шаляпин, М.Оленина д' Альгейм и многие другие. Однако для актуализации потенциальной ценности произведений искусства совершенству творчества автора и его интерпретатора должно соответствовать адекватное восприятие публики.
Глава1 Ценность лузыни и художественно-эстетическое сознание общественности"- призвана дать представление о музыкальном искусстве как о едином процессе. В первом разделе главы - "Ценность музыки" - определен диапазон духовных ценностей и дана классификация ценностей эстетического и этического порядка. Предметом дальнейшего внимания автора становятся художественные ценности, которые рассматриваются не только как средство удовлетворения человеческих потребностей в наслаждении красотой и познании, но и как явление культуры, выполняющее социальную функцию служения.
Все художественные 'ценности можно разделить на актуальные и потенциальные. Условием актуализации тех или иных произведений искусства является не только совершенство замысла и исполнения, но и наличие определенных, внешних факторов, а также художественная ситуация, возникающая в момент воплощения сочинения.
Музыкальные ценности включают в себя три параметра: содержательный (или смысловой), языковый и коммуникативный (сферу воздействия на, слушателя). Ее ли подлинные художественные ценности абсолютны по своей природе, так как они отражают мировой закон Красоты и Гармонии, то оценка их человеком носят огносительнный, . субъективный характер, являясь преломлением высших законов искусства в сознании отдельного человека.
Во втором разделе главы - "Художественное сознание российской музыкальной общественности конца XIX - начала XX
века"- объектом исследования являются внемузыкальные критерии оценки, которые определяли в этот период ценностную шкалу по отношению к произведет™ искусства. Художественное сознание рассматривается в данном случае как сознание общества, направленное на художественный (чаще всего -музыкальный) процесс. Исследуемый исторический период начинается с конца 80-х годов столетия и заканчивается серединой 10-х годов XX века.
Это вызвало распад старой идеологической системы и оживление концертной жизни не только в Москве и Петербурге, но и в других городах России. Кроме того, возникновение культурных связей с Францией, Германией, Чехией и. скандинавскими странами, исполнение в концертах музыки Вагнера, Грига, Сибелиуса, Дебюсси, Дворжака значительно расширило кругозор как профессиональных художников, так и многочисленных любителей музыки. Произошло приятие художественных явлений, казавшихся ранее чужеродными и трудно доступными: творчества Чайковского, Вагнера, итальянских опер и шедевров Мусоргского.
Глава II -"Объективные и субъективные критерии восприятия и оценки" - посвящена идеальной модели создания композитором и исполнителем духовных ценностей, с одной стороны, а, с другой - проблеме восприятия: отражению этой модели в сознании отдельного человека и общества в целом. В первом разделе главы - "Композиторское и исполнительское творчество в зеркале слушательского восприятия" - выявляются необходимые условия создания непреходящих художественных ценностей. От композитора требуются не только профессиональные качества (знания, мастерство и особое чувство материи), но и ощущение духа эпохи, художественное видение мира и вкус. Те же свойства необходимы и исполнителю. Особую роль в сценическом воплощении произведений искусства играет личное обаяние артиста, сила его воздействия на публику, внутренний темперамент, магнетизм притягивать внимание публики
обладали многие художники А.Рубинштейн, С.Рахманинов, А.Никиш, И.Гофман, Ф.Шаляпин, М.Оленина д' Альгейм и многие другие. Однако для актуализации потенциальной ценности произведений искусства совершенству творчества автора и его интерпретатора должно соответствовать адекватное восприятие публики.
.