Ромео и Джульетта" Чайковского - это первое обращение композитора к творческому наследию великого английского драматурга. Примечательно, что увертюра "Ромео и Джульетта" не только открывает шекспировскую линию в творчестве Чайковского, но и является началом целой серии творческих замыслов композитора на этот сюжет. Причем, если увертюра была создана в самом начале его творческого пути, то последним обращением к этой трагедии Шекспира была попытка Чайковского написать оперу в последний год его жизни. Результатом чего остался эскиз дуэта "Ромео и Джульетты", завершенный С. И. Танеевым.
Сочинения Шекспира получили в России широкое распространение, его пьесы ставились в столичных и провинциальных театрах, неоднократно переводились на русский язык (Н. И. Гнедич, М. П. Вронченко, Н. А. Полевой, А. И. Кронеберг, А. В. Дружинин, А. А. Григорьева, П. И. Вейнберг и др.). Создания Шекспира явились первоисточником множества музыкальных интерпретаций. Чайковский отлично знал шекспировское творчество, восторженно отзывался о многих произведениях драматурга ("Ромео и Джульетта", "Сон в летнюю ночь", "Генрих IV" и др.), смотрел их в русских и зарубежных театрах, цитировал в письмах афористичные формулы из них, относил Шекспира к величайшим проявлениям человеческого гения, ставя его в один ряд с Гомером, Данте, Рафаэлем, В. А. Моцартом, Л. Бетховеном, А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем и др.
В библиотеке Чайковского было представлено Полное собрание драматических произведений Шекспира в переводах русских писателей, а также издания отдельных произведений; в разных книгах имеются пометки композитора. Приступая к изучению английского языка, он подчеркивал: "... прочесть Шекспира, Диккенса, Теккерея в подлиннике - это будет услада моей стареющейся жизни" .
С музыкальной точки зрения его больше всего влекла "Ромео и Джульетта" (1595)
Особенностью появления этого сюжета в композиторской судьбе Чайковского является тот факт, что он появился в поле зрения Петра Ильича по предложению композитора М. А. Балакирева, который достаточно настойчиво уговаривал Чайковского написать на него симфоническое произведение. Он разработал программу и даже предложил план изложения музыкального материала. Парадокс заключался в том, что предложенный или, точнее сказать, навязанный извне сюжет стал для Чайковского сюжетом на всю жизнь.
Коркыт (ix век). худ. м.сыздыковкоркыт (ix век). великий мыслитель, кюйши, герой многих легенд коркыт жил в ix веке на берегах сырдарьи. с тонких струн кобыза ему удалось передать всю красоту окружающего мира. его по праву считают первооснователем традиции исполнения кюев на кобызе. многие кюйши, жырау и бахсы преклонялись перед ним, считали своим наставником. в легендах его описывают как человека, бросившего вызов самой смерти, ищущего счастья для всего человечества. на берегу реки сырдарьи стоит памятник в виде фигуры кобыза, который создал великий архитектор бек ибраев. это своеобразная дань памяти коркыту. говорят, в ветреные дни оттуда доносятся звуки, похожие на мелодию кюев. известные кюи: "коркыт", "акку", "коркыттын сарыны", "желмая" и другие. таттимбет (1815-1860). худ. м.сыздыковтаттимбет (1815-1860). знаменитый кюйши таттимбет казангапулы родился в карагандинской области в горах мыржык. его отец был человеком, близким к искусству и музыке.талант таттимбета проявился с ранних лет. особое влияние на его развитие оказал отец казангап. имя таттимбета было широко известно. его творчество занимает особое место в казахской музыки. он основатель шертпе кюя. в инструментальной музыке шертпе кюи относятся к традиционной школе кюя. этот способ игры на домбыре требует особого, медленного, спокойного исполнения. кюи таттимбета - духовное наследие многих поколений. самые известные из них "сылкылдак", "кокейкестi", "алшагыр", "бесторе". "шертпе куй" - своеобразная "щелкающая" манера исполнения кюев на домбыре. ыхылас (1943-1916). худ. м.сыздыковыхылас (1943-1916). казахский кюйши ыхылас родился и вырос в жезказганской области в районе жанаарка. его отец и дед были кобызшы. по наследству талант передался и ыхыласу, который рос и мужал под мелодию кобыза. повзрослев, он продолжает путь легендарного кюйши коркыта. ыхылас - один из видных представителей казахской национальной музыки . его имя занимает почетное место в казахской культуры и искусства. после коркыта ыхылас - человек, сумевший "одушевить, влить жизнь" в струны кобыза, смычкового музыкального инструмента, хранящего в себе много тайн. в наше время есть много продолжателей его дела. известные кюи ыхыласа "акку", "ерден", "каскыр" и многие другие являются музыкальным наследием казахского народа. курмангазы (1818-1889). худ. м.сыздыковкурмангазы (1818-1889). имя великого казахского композитора-классика курмангазы известно всему миру. он внёс неоценимый вклад в дело развития казахской инструментальной музыки. его называют "отцом" кюя. в своих кюях курмангазы передал думы, настроения и мечты народа своего времени.в звуках его мелодии можно было почувствовать красоту и дыхание казахской степи. знаменитые кюи "сарыарка", "адай", "серпер", "кiшкентай" и другие являются бесценным духовным наследием. курмангазы - неповторимый музыкант, гордость казахского народа. дина нурпеисова (1861-1955). худ. м.сыздыковдина нурпеисова (1861-1955). дина родилась в западном казахстане. на домбыре она начала играть с девяти лет. дина - талантливый ученик великого курмангазы, одарённый композитор-кюйши. её творчество характеризуется присущей только ей своеобразной манерой исполнения кюев. музыка была единственной целью, составляла смысл её жизни. где бы она ни была, домбыра была её неразлучной спутницей. своего учителя курмангазы почитала и восхищалась его даром всю свою жизнь. за свою долгую трудовую деятельность дина создала много песенных шедевров. за творческий труд дине нурпеисовой было присвоено звание народной артистки казахстана. её кюи "булбул" "эсемконыр" и другие хранятся в золотом фонде казахской музыки. кенен азербаев (1884-1976). худ. м.сыздыковкенен азербаев (1884-1976). народный акын, заслуженный деятель искусств казахстана кенен азербаев родился в кордайском районе жамбылской области. отец азербай и мать улдар были известными певцами-домбристами. с детства впитал в себя кенен звуки музыки, рано увлекся песнями. с одиннадцати лет стал сочинять стихи и музыку к ним. его первые произведения - «бесторгай», «кокшолак», «кордай». увлекался айтысом, воспевал героев в поэмах и . он берет пример с известных певцов и композиторов, как жамбыл, шолак, шашубай. кенен азербаев сохранил в памяти жанры устного народного творчества казахского народа. фольклорное наследие, записанное с его уст, хранится в институте и иску национальной академии наук.
Объяснение:
Ромео и Джульетта" Чайковского - это первое обращение композитора к творческому наследию великого английского драматурга. Примечательно, что увертюра "Ромео и Джульетта" не только открывает шекспировскую линию в творчестве Чайковского, но и является началом целой серии творческих замыслов композитора на этот сюжет. Причем, если увертюра была создана в самом начале его творческого пути, то последним обращением к этой трагедии Шекспира была попытка Чайковского написать оперу в последний год его жизни. Результатом чего остался эскиз дуэта "Ромео и Джульетты", завершенный С. И. Танеевым.
Сочинения Шекспира получили в России широкое распространение, его пьесы ставились в столичных и провинциальных театрах, неоднократно переводились на русский язык (Н. И. Гнедич, М. П. Вронченко, Н. А. Полевой, А. И. Кронеберг, А. В. Дружинин, А. А. Григорьева, П. И. Вейнберг и др.). Создания Шекспира явились первоисточником множества музыкальных интерпретаций. Чайковский отлично знал шекспировское творчество, восторженно отзывался о многих произведениях драматурга ("Ромео и Джульетта", "Сон в летнюю ночь", "Генрих IV" и др.), смотрел их в русских и зарубежных театрах, цитировал в письмах афористичные формулы из них, относил Шекспира к величайшим проявлениям человеческого гения, ставя его в один ряд с Гомером, Данте, Рафаэлем, В. А. Моцартом, Л. Бетховеном, А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем и др.
В библиотеке Чайковского было представлено Полное собрание драматических произведений Шекспира в переводах русских писателей, а также издания отдельных произведений; в разных книгах имеются пометки композитора. Приступая к изучению английского языка, он подчеркивал: "... прочесть Шекспира, Диккенса, Теккерея в подлиннике - это будет услада моей стареющейся жизни" .
С музыкальной точки зрения его больше всего влекла "Ромео и Джульетта" (1595)
Особенностью появления этого сюжета в композиторской судьбе Чайковского является тот факт, что он появился в поле зрения Петра Ильича по предложению композитора М. А. Балакирева, который достаточно настойчиво уговаривал Чайковского написать на него симфоническое произведение. Он разработал программу и даже предложил план изложения музыкального материала. Парадокс заключался в том, что предложенный или, точнее сказать, навязанный извне сюжет стал для Чайковского сюжетом на всю жизнь.