МАРШ, музыкальная композиция с четким ритмом, предназначенная для сопровождения и организации движения людей . Типичные размеры марша: 2/4 и 6/8. Медленные марши иногда пишутся в размере 3/4. Темп вырьируется в зависимости от длительности и быстроты движения – от 60 шагов в минуту в маршах прусской армии 18 в. до 120 шагов в минуту в современных американских и до 140 во французских маршах. Типичная черта марша – присутствие ритмического ( ударного) инструмента. В древнегреческих трагедиях ритмический аккомпанемент сопровождал выходы актеров на сцену . В конце 16 в. солдаты армии императора Максимилиана маршировали под аккомпанемент флейты и барабана ; этот обычай позаимствовали и французы. Другая ранняя форма марша появляется в театральных пьесах и операх 18 в. , сопровождая выходы и уходы актеров со сцены . Много замечательных сценических маршей создано такими оперными композиторами, как Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо, Г. Ф. Гендель и К. В. Глюк. Современные военные марши с их характерным ритмическим рисунком появились в европейской музыке не ранее 18 в. Типичный для современных маршей ритм вместе с употреблением тарелок и большого барабана был принесен в Европу янычарами турецкой армии . Со временем именно этот тип марша, с более подчеркнутым, чем в старом европейском марше, ритмом, стал преобладать в военной, а к 20 в. – и во всей маршевой музыке. Современный военный марш пишется обычно в трехчастной форме с кратким вступлением, первым коленом, вторым коленом и контрастным трио, за которым повторяются два первых раздела . Концертные марши более старого типа могут иметь несколько более свободную форму . Примером служат два марша Моцарта – медленный и торжественный « Марш жрецов» из Волшебной флейты и быстрая и веселая ария -марш «Мальчик резвый» из Свадьбы Фигаро. Особые виды марша представляют торжественные траурные марши (например, похоронный марш из фортепианной сонаты, ор. 35 Шопена) и марши-шествия (например, хор пилигримов из Тангейзера Вагнера) . Маршевые ритмы и приемы инструментовки повлияли на другие жанры ; так, многое в раннем джазе идет от уличных маршей Нового Орлеана .