Лист был одним из величайших пианистов XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности.
В 1843 году Лист совершил вместе с тенором Джованни Батистой Рубини гастрольное концертное турне по Нидерландам и Германии.
Активная концертная деятельность в целом завершилась в 1848 году (последний концерт был дан в Елисаветграде), после чего Лист выступал редко.
Как композитор Лист сделал массу открытий в области гармонии, мелодики, формы и фактуры. Создал новые инструментальные жанры (рапсодия, симфоническая поэма). Сформировал структуру одночастно-циклической формы, которая намечалась у Шумана и Шопена, но не была развита так смело.
Лист активно пропагандировал идею синтеза искусств (единомышленником его в этом был Вагнер). Он говорил, что время «чистых искусств» закончилось (этот тезис был выдвинут к 1850-м годам). Если Вагнер видел этот синтез в связи музыки и слова, то для Листа он более связан с живописью, архитектурой, хотя и литература играла большую роль. Отсюда такое обилие программных произведений: «Обручение» (по картине Рафаэля), «Мыслитель» (скульптура Микеланджело на надгробии Лоренцо Медичи) и множество других. В дальнейшем идеи синтеза искусств нашли широкое применение. Лист верил в силу искусства, которое может влиять на массы людей, бороться со злом. С этим связана его просветительская деятельность.
Лист вёл педагогическую деятельность. К нему в Веймар приезжали пианисты со всей Европы. В собственном доме, где был зал, Лист давал приезжим открытые уроки, причём никогда не брал за это денег. В числе других его посетили А. П. Бородин, А. И. Зилоти и Эжен д’Альбер.
Дирижёрской деятельностью Лист занялся в Веймаре. Там он ставил оперы (в том числе Вагнера), исполнял симфонии.
Среди литературных работ — книга о Шопене, книга о музыке венгерских цыган, а также множество статей, посвящённых актуальным и глобальным вопросам.
Родилась в Москве в семье Агасия Марковича и Елены Гайковны Макарьян.Долуханова с пяти лет начала заниматься музыкой, брала уроки фортепьяно. С 1933 по 1938 годы она была студенткой скрипичного класса музыкального техникума имени Гнесиных. Профессиональное становление Зары Александровны, рост и совершенствование её мастерства были связаны уже не с учебным заведением. Техникум она не окончила. В конце тридцатых годов Зара Долуханова стала солисткой Ереванского театра. Она играла первые партии во всех постановках. Артистическая деятельность Долухановой охватывает сорокалетний период. Она пела в лучших концертных залах Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Австралии и Новой Зеландии. В большинстве крупнейших музыкальных центров мира певица концертировала регулярно и с большим успехом. У Зары Александровны было около тридцати учеников, многие из них уже сами стали педагогами. Она являлась профессором Российской академии музыки имени Гнесиных и вела класс в институте имени Гнесиных, активно участвовала в жюри музыкальных конкурсов. Долуханова стала первой в СССР исполнительницей партии Золушки в одноимённой опере Россини и оригинальной версии партии Розины в его же "Севильском цирюльнике". Кроме исполнительской деятельности, Долуханова серьёзно увлекалась живописью.
Умерла 4 декабря 2007 года в Москве. Похоронена на Армянском кладбище в Москве.
Семья:
Отец — Макарьян Агасий (Александр) Маркович.
Мать — Макарьян Елена Гайковна.
Муж — Долуханян Александр Павлович — советский композитор.
Сыновья — Долуханян Михаил, Ядров Сергей.
Внуки — Александр и Игорь.
Сестра — Лисициан Дагмара Александровна — жена Павла Лисициана.
Лист был одним из величайших пианистов XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остаётся ориентиром для современных пианистов, а произведения — вершинами фортепианной виртуозности.
В 1843 году Лист совершил вместе с тенором Джованни Батистой Рубини гастрольное концертное турне по Нидерландам и Германии.
Активная концертная деятельность в целом завершилась в 1848 году (последний концерт был дан в Елисаветграде), после чего Лист выступал редко.
Как композитор Лист сделал массу открытий в области гармонии, мелодики, формы и фактуры. Создал новые инструментальные жанры (рапсодия, симфоническая поэма). Сформировал структуру одночастно-циклической формы, которая намечалась у Шумана и Шопена, но не была развита так смело.
Лист активно пропагандировал идею синтеза искусств (единомышленником его в этом был Вагнер). Он говорил, что время «чистых искусств» закончилось (этот тезис был выдвинут к 1850-м годам). Если Вагнер видел этот синтез в связи музыки и слова, то для Листа он более связан с живописью, архитектурой, хотя и литература играла большую роль. Отсюда такое обилие программных произведений: «Обручение» (по картине Рафаэля), «Мыслитель» (скульптура Микеланджело на надгробии Лоренцо Медичи) и множество других. В дальнейшем идеи синтеза искусств нашли широкое применение. Лист верил в силу искусства, которое может влиять на массы людей, бороться со злом. С этим связана его просветительская деятельность.
Лист вёл педагогическую деятельность. К нему в Веймар приезжали пианисты со всей Европы. В собственном доме, где был зал, Лист давал приезжим открытые уроки, причём никогда не брал за это денег. В числе других его посетили А. П. Бородин, А. И. Зилоти и Эжен д’Альбер.
Дирижёрской деятельностью Лист занялся в Веймаре. Там он ставил оперы (в том числе Вагнера), исполнял симфонии.
Среди литературных работ — книга о Шопене, книга о музыке венгерских цыган, а также множество статей, посвящённых актуальным и глобальным вопросам.
Родилась в Москве в семье Агасия Марковича и Елены Гайковны Макарьян.Долуханова с пяти лет начала заниматься музыкой, брала уроки фортепьяно. С 1933 по 1938 годы она была студенткой скрипичного класса музыкального техникума имени Гнесиных. Профессиональное становление Зары Александровны, рост и совершенствование её мастерства были связаны уже не с учебным заведением. Техникум она не окончила. В конце тридцатых годов Зара Долуханова стала солисткой Ереванского театра. Она играла первые партии во всех постановках. Артистическая деятельность Долухановой охватывает сорокалетний период. Она пела в лучших концертных залах Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Австралии и Новой Зеландии. В большинстве крупнейших музыкальных центров мира певица концертировала регулярно и с большим успехом. У Зары Александровны было около тридцати учеников, многие из них уже сами стали педагогами. Она являлась профессором Российской академии музыки имени Гнесиных и вела класс в институте имени Гнесиных, активно участвовала в жюри музыкальных конкурсов. Долуханова стала первой в СССР исполнительницей партии Золушки в одноимённой опере Россини и оригинальной версии партии Розины в его же "Севильском цирюльнике". Кроме исполнительской деятельности, Долуханова серьёзно увлекалась живописью.
Умерла 4 декабря 2007 года в Москве. Похоронена на Армянском кладбище в Москве.
Семья:
Отец — Макарьян Агасий (Александр) Маркович.
Мать — Макарьян Елена Гайковна.
Муж — Долуханян Александр Павлович — советский композитор.
Сыновья — Долуханян Михаил, Ядров Сергей.
Внуки — Александр и Игорь.
Сестра — Лисициан Дагмара Александровна — жена Павла Лисициана.