Содержание музыкального произведения, особенно крупной формы, не открывается сразу даже для подготовленного слушателя. Что уж говорить о рядовом, обычном неискушенном человеке. Почему и что нужно делать для того, чтобы понимать музыку? Вопрос очень непростой и многоплановый. Прослушав произведение, слушатель, желающий его понять, должен ознакомиться с биографией его автора, прочитать историю создания самого произведения, иметь хотя бы азы музыкальной грамотности, ознакомиться с мнениями музыкальных критиков. Получив первоначальные сведения, нужно вернуться к произведению и прослушать его несколько раз, желательно в разном исполнении. Если сможете изучить ещё и партитуру произведения - вы на пути к успеху.
Сходство заложено в первоисточнике - трагедии Шекспира. Это крепкая канва в плане сюжета. Кроме того, если персонажи действуют определённым образом, то это уже само по себе их и характеризует определённым образом. Сама каноничность всей истории уже не позволяет слишком далеко отходить от трактовки образов. Но при этом, различие в том, что у Чайковского это симфоническое произведение, а у Прокофьева - сценическое. Чайковский только рисует общие контуры сюжета и характеров, делает как бы эмоциональные контуры действий и чувств. А Прокофьев должен прописать всё подробно и конкретно, он поставлен перед задачей показать все мельчайшие нюансы, которые балетные танцоры должны воплощать шаг за шагом. Каждая сцена должна быть наполнена определёнными действиями, и по ходу этих действий Прокофьев мог давать персонажам много эмоциональных оттенков - реакций на конкретную точку в сюжете. Если можно так выразиться, у Прокофьева образы более подробно выписаны. Кроме того, Прокофьев читал про средневековые танцы, обычаи и т. п., и стиль его музыки как бы намекает на средневековый. А у Чайковского очень мощная природа именно русской интонации, которая прорывается в любом его произведении даже вне зависимости от того - какой стилистической эпохе принадлежит сюжет.