Микалоюс Константинас Чюрлёнис (лит. Mikalojus Konstantinas Čiurlionis), был также известен под именем Николай Константинович Чурлянис. Литовский композитор, художник, литератор. Гордость литовского искусства.
Краткая биография Чюрлёниса
Чюрлёнис родился 10 (22) сентября 1875 года в Варене, умер 28 марта (10 апреля) 1911 года. Отец, крестьянин Константин Чюрлёнис, умел играть на органе и подрабатывал органистом в деревенском костёле. Мать — Адель (по национальности немка).
Вскоре после рождения Константинаса семья переехала в деревню Друскининкай. Его первым языком был польский. Литовский он начал учить довольно поздно (за шесть лет до смерти). Вторым языком был русский.
В 10 лет Чюрлёнис окончил курс в Друскининкайском народном училище. В детстве освоил орган и с шести лет заменял на службах отца.
Профессионально заниматься музыкой Чюрлёнис стал в 13 лет, по рекомендации знакомых попав в музыкальную школу и оркестр князя Михала Огиньского. В этой школе Огиньский на свои деньги учил талантливых детей, с тем чтобы сделать из них музыкантов для собственного оркестра. Чюрлёнис учился играть на флейте, параллельно пытался писать музыку, чем обратил на себя внимание Огиньского. С подачи последнего Чюрлёнис переехал в Варшаву и поступил в фортепианный класс Музыкального института (будущей Варшавской консерватории). Через год Чюрлёнис поменял специализацию и стал учиться композиции. В тот период Чюрлёнис сочинил кантату для хора и оркестра, фуги, пьесы для рояля. И много занимался самообразованием. В 1899-м, окончив с отличием институт, отверг предложение стать директором музыкальной школы Люблина. В 1901-м поступил в Лейпцигскую консерваторию (где проучился около года).
В 1902 году Чюрлёнис стал брать частные уроки рисования (у Я. Каузика) и много времени посвящает живописи. В 1904-м поступает в Школу изящных искусств в Варшаве.
В 1905 году прибавляет к своему имени литовские окончания. В том же году знакомится, а в 1909-м женится на Софье Кимантайте, которая учит Чюрлёниса литовскому и приобщает к литовскому культурному движению.
Первая выставка работ Чюрлёниса в Варшаве в 1905 году. В 1908-м в Вильнюсе Чюрлёнис руководит хором.
Чюрлёнис умер 10 апреля 1911 года в психиатрической клинике под Варшавой после неудачной попытки побега оттуда, в результате которой получил воспаление лёгких. Похоронен в Вильнюсе на кладбище Росса (Расу).
В черновых тетрадях Чюрлёниса было обнаружено более полусотни фортепианных пьес. Наследие Чюрлёниса продолжает публиковаться и разбираться. В 1907 году Чюрлёнис создал симфоническую поэму «Море», которая считается гордостью литовской музыки.
Чюрлёнис автор более 300 живописных произведений, в числе которых «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря», «Соната звёзд», триптих «Сказка», цикл «Сказка королей», циклы «Сотворение мира», «Знаки зодиака», «Весна», «Зима», «Жемайские кресты». Произведения находятся в Каунасском художественном музее им. Чюрлёниса. В Друскининкае есть Мемориальный дом-музей Чюрлёниса (филиал музея в Каунасе).
Считается, что изначально романс появился в Испании, в XV—XVI веках. Тогда испанцы называли романсом любое стихотворение, написанное на романском «нелатинском» языке. Стихотворение не обязательно было лирическим, оно могло рассказывать об исторических событиях и военных подвигах героев. В соседних с Испанией странах подобные стихи назывались . Из них и родились музыкальные произведения под названием «романсы». Положенные на музыку, они превращались в небольшие песни — как правило, с четырехстрочной строфой без рефрена.
В XVIII веке романс добрался до Франции и Германии, а затем и до России. У нас под «романсом» подразумевали небольшое музыкальное сочинение, но уже исключительно лирического содержания, в исполнении голоса и аккомпанирующего инструмента. Наибольшее влияние на развитие романса в Европе оказало творчество поэтов Иоганна Вольфганга Гете и Генриха Гейне, композиторов Франца Шуберта, Роберта Шумана, Жюля Массне и Шарля Гуно.
Жанр же русского романса сложился в начале XIX века на волне захлестнувшего отечественный музыкальный мир романтизма. Наиболее известные романсы того периода принадлежали Александру Алябьеву, Александру Варламову. Затем романс занял законное место в творчестве самых известных русских композиторов — Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова.
Многие из наиболее популярных в наше время романсов были написаны в начале XX века. Их относят к разряду городского, цыганского, «жестокого романса». Тогда романсы писали композиторы-любители, такие как Борис Фомин, Борис Прозоровский, Мария Пуаре. И именно этот период можно назвать золотым веком русского романса: полные залы собирали выступления Надежды Плевицкой, Анастасии Вяльцевой, Веры Паниной.
В послереволюционные годы романс подвергся гонениям как буржуазный пережиток, разлагающий пролетариат и крестьянство. Но даже в этот сложный для романса период его с успехом продолжали исполнять Изабелла Юрьева, Александр Вертинский, Тамара Церетели. Многие из этих музыкантов эмигрировали в Европу, захватив с собой и русский романс, который смог покорить даже не понимающую русский язык публику. Например, «вывезенный» Александром Вертинским романс Бориса Фомина «Дорогой длинною» так полюбился европейцам, что на музыку Фомина возник новый, английский текст, и англичане по сей день уверены, что песня написана на берегах туманного Альбиона.
Спустя годы Алла Баянова, Александр Вертинский, Изабелла Юрьева вернулись в Россию и с невероятным успехом продолжили карьеру уже в нашей стране. Романс же навсегда остался одним из самых любимых в России музыкальных жанров как у слушателей, так и у исполнителей.
Объяснение:
Микалоюс Константинас Чюрлёнис (лит. Mikalojus Konstantinas Čiurlionis), был также известен под именем Николай Константинович Чурлянис. Литовский композитор, художник, литератор. Гордость литовского искусства.
Краткая биография Чюрлёниса
Чюрлёнис родился 10 (22) сентября 1875 года в Варене, умер 28 марта (10 апреля) 1911 года. Отец, крестьянин Константин Чюрлёнис, умел играть на органе и подрабатывал органистом в деревенском костёле. Мать — Адель (по национальности немка).
Вскоре после рождения Константинаса семья переехала в деревню Друскининкай. Его первым языком был польский. Литовский он начал учить довольно поздно (за шесть лет до смерти). Вторым языком был русский.
В 10 лет Чюрлёнис окончил курс в Друскининкайском народном училище. В детстве освоил орган и с шести лет заменял на службах отца.
Профессионально заниматься музыкой Чюрлёнис стал в 13 лет, по рекомендации знакомых попав в музыкальную школу и оркестр князя Михала Огиньского. В этой школе Огиньский на свои деньги учил талантливых детей, с тем чтобы сделать из них музыкантов для собственного оркестра. Чюрлёнис учился играть на флейте, параллельно пытался писать музыку, чем обратил на себя внимание Огиньского. С подачи последнего Чюрлёнис переехал в Варшаву и поступил в фортепианный класс Музыкального института (будущей Варшавской консерватории). Через год Чюрлёнис поменял специализацию и стал учиться композиции. В тот период Чюрлёнис сочинил кантату для хора и оркестра, фуги, пьесы для рояля. И много занимался самообразованием. В 1899-м, окончив с отличием институт, отверг предложение стать директором музыкальной школы Люблина. В 1901-м поступил в Лейпцигскую консерваторию (где проучился около года).
В 1902 году Чюрлёнис стал брать частные уроки рисования (у Я. Каузика) и много времени посвящает живописи. В 1904-м поступает в Школу изящных искусств в Варшаве.
В 1905 году прибавляет к своему имени литовские окончания. В том же году знакомится, а в 1909-м женится на Софье Кимантайте, которая учит Чюрлёниса литовскому и приобщает к литовскому культурному движению.
Первая выставка работ Чюрлёниса в Варшаве в 1905 году. В 1908-м в Вильнюсе Чюрлёнис руководит хором.
Чюрлёнис умер 10 апреля 1911 года в психиатрической клинике под Варшавой после неудачной попытки побега оттуда, в результате которой получил воспаление лёгких. Похоронен в Вильнюсе на кладбище Росса (Расу).
В черновых тетрадях Чюрлёниса было обнаружено более полусотни фортепианных пьес. Наследие Чюрлёниса продолжает публиковаться и разбираться. В 1907 году Чюрлёнис создал симфоническую поэму «Море», которая считается гордостью литовской музыки.
Чюрлёнис автор более 300 живописных произведений, в числе которых «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря», «Соната звёзд», триптих «Сказка», цикл «Сказка королей», циклы «Сотворение мира», «Знаки зодиака», «Весна», «Зима», «Жемайские кресты». Произведения находятся в Каунасском художественном музее им. Чюрлёниса. В Друскининкае есть Мемориальный дом-музей Чюрлёниса (филиал музея в Каунасе).
В XVIII веке романс добрался до Франции и Германии, а затем и до России. У нас под «романсом» подразумевали небольшое музыкальное сочинение, но уже исключительно лирического содержания, в исполнении голоса и аккомпанирующего инструмента. Наибольшее влияние на развитие романса в Европе оказало творчество поэтов Иоганна Вольфганга Гете и Генриха Гейне, композиторов Франца Шуберта, Роберта Шумана, Жюля Массне и Шарля Гуно.
Жанр же русского романса сложился в начале XIX века на волне захлестнувшего отечественный музыкальный мир романтизма. Наиболее известные романсы того периода принадлежали Александру Алябьеву, Александру Варламову. Затем романс занял законное место в творчестве самых известных русских композиторов — Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова.
Многие из наиболее популярных в наше время романсов были написаны в начале XX века. Их относят к разряду городского, цыганского, «жестокого романса». Тогда романсы писали композиторы-любители, такие как Борис Фомин, Борис Прозоровский, Мария Пуаре. И именно этот период можно назвать золотым веком русского романса: полные залы собирали выступления Надежды Плевицкой, Анастасии Вяльцевой, Веры Паниной.
В послереволюционные годы романс подвергся гонениям как буржуазный пережиток, разлагающий пролетариат и крестьянство. Но даже в этот сложный для романса период его с успехом продолжали исполнять Изабелла Юрьева, Александр Вертинский, Тамара Церетели. Многие из этих музыкантов эмигрировали в Европу, захватив с собой и русский романс, который смог покорить даже не понимающую русский язык публику. Например, «вывезенный» Александром Вертинским романс Бориса Фомина «Дорогой длинною» так полюбился европейцам, что на музыку Фомина возник новый, английский текст, и англичане по сей день уверены, что песня написана на берегах туманного Альбиона.
Спустя годы Алла Баянова, Александр Вертинский, Изабелла Юрьева вернулись в Россию и с невероятным успехом продолжили карьеру уже в нашей стране. Романс же навсегда остался одним из самых любимых в России музыкальных жанров как у слушателей, так и у исполнителей.