Симфония 40 Моцарт
План анализа музыкального произведения I. Выявление главного настроения 1. Какие
- чувства передаются в музыке? 2. Какие эпизоды (часть) понравились тебе больше всего?
Почему? (аргументируй свой ответ) II. Определение средств музыкальной выразительности III
Развитие художественного образа (умение слушателя передать словами то, что он услышал).
1. Какой характер имеет мелодия? 2. Какой образ возникает в твоем сознании? (какую картину
ты можешь себе представить?) 3. Как он дальше развивается плавно, постепенно или с
резкими контрастами? 4. Как заканчивается это произведение? ІМ. Постижение главной идеи
произведения 1. Как ты думаешь, для чего автор создал это произведение? 2. Что он хотел
сказать людям своей музыкой? 3. Почему композитор назвал свое произведение именно так?
4. Как можно было бы передать главную мысль произведения каким-нибудь афоризмом,
строчкой стихотворения, образным сравнением? V. Образ автора 1. Какое мироощущение и
мировосприятие отличает музыку данного композитора?
Симфония № 40 Соль минор, K.550 ― одно из наиболее популярных произведений композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Произведение завершено 31 июля 1788 года, три недели спустя после симфонии № 39. В 1791, незадолго до своей смерти, композитор создал её вторую редакцию, добавив в музыку кларнет.
Строение
В состав оркестра симфонии (в последней редакции) входит флейта, два гобоя, два кларнета, два фагота, две валторны, первые и вторые скрипки, альты, виолончели и контрабасы.
Симфония представляет собой классический сонатно-симфонический цикл. В ней четыре части:
Allegro-аллегро
Andante-анданте
Menuetto ― Trio
Allegro assai
Первая, вторая и четвёртая части написаны в сонатной форме, третья ― в сложной трёхчастной форме с трио.
Первая часть, в размере 4/4, начинается гармоническими фигурациями у альтов, поддержанными виолончелями и контрабасами, вслед за которыми у скрипок проводится главная партия:
Mozart 40.png
Музыка первой части отмечена влиянием фольклора. В частности, тема, очень близкая главной партии, звучит в танце чочек, популярном у жителей Сербии. «В самом этом факте, вообще говоря, нет ничего удивительного, — пишет Ю. А. Кремлёв, — поскольку славянский фольклор играл в музыкальном фонде венских интонаций серьезную роль»[1].
Медленная вторая часть в тональности ми-бемоль мажор и в размере 6/8.
Третья часть (менуэт), в тональности соль минор, имеет размер 3/4. Крайние разделы, в подвижном темпе со сложным ритмическим письмом, контрастируют со средним разделом (трио), написанным в одноимённой тональности соль мажор, где в более спокойном темпе происходит перекличка групп струнных и духовых (без кларнетов).
Финал симфонии написан в тональности соль минор, размер 4/4.
Объяснение: