Опера «Иван Сусанин» - яркий образец героической народной музыкальной драмы. В основу оперы положено действительное историческое событие – патриотический подвиг крестьянина села Домнино, совершенный в начале 1613г. Иван Сусанин, которого поляки пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом сам.
В русской литературе и искусстве тема Сусанина разрабатывалась и до Глинки. На этот сюжет была написана опера Кавоса, поэт Рылеев написал стихотворную думу «Иван Сусанин» . В момент создания опера Глинки называлась «Жизнь за царя» - либретто барона Розена. Опера была поставлена в 1836 г. .
Образ Сусанина-патриота ярко воплощается в 2-х его ответах полякам. В 1-м эпизоде звучит величественная мелодия, предвосхищающая тему финального хора «Славься» («Велик и свят наш край…» ) . В другом ответе звучит героическая тема мужского хора из интродукции: «Страха не страшусь… » . Так раскрывается связь между подвигом Сусанина и героизмом русского народа. После ухода поляков драматизм происходящего оттеняется безмятежно светлым свадебным девичьим хором «Разгулялися, разливалися… »
В 4-м д. драматической кульминацией является сцена Сусанина с поляками в лесу. Главные черты облика героя в решительный час жизни раскрываются в его предсмертной арии. Вступительный краткий речитатив основан на широких, неторопливых и уверенных интонациях песенного склада. В самой арии – «Ты взойдешь, моя заря» господствует настроение глубокого раздумья, проникнутого сдержанным волнением и скорбью. В мелодии многократно повторяются выразительные, полные теплоты интонации, характерные для русской лирической песни – малосекундовые интонации с опорой на квинту лада.
Тональность ges-moll относится к числу неиспользуемых тональностей, то есть тональностей, которые не используются для нотной записи музыки из-за большого количества знаков при ключе (более семи). Определим знаки тональности. Для этого двигаемся вверх по чистым квартам, начиная с ля минора. a-moll - d-moll (1♭) - g-moll (2♭) - c-moll (3♭) - f-moll (4♭) - b-moll (5♭) - es-moll (6♭) - as-moll (7♭) - des-moll (8♭) - ges-moll (9♭)
Таким образом, в тональности ges-moll при ключе стоит 9 знаков: си♭♭ми♭♭ля♭ре♭соль♭до♭фа♭
В русской литературе и искусстве тема Сусанина разрабатывалась и до Глинки. На этот сюжет была написана опера Кавоса, поэт Рылеев написал стихотворную думу «Иван Сусанин» . В момент создания опера Глинки называлась «Жизнь за царя» - либретто барона Розена. Опера была поставлена в 1836 г. .
Образ Сусанина-патриота ярко воплощается в 2-х его ответах полякам. В 1-м эпизоде звучит величественная мелодия, предвосхищающая тему финального хора «Славься» («Велик и свят наш край…» ) . В другом ответе звучит героическая тема мужского хора из интродукции: «Страха не страшусь… » . Так раскрывается связь между подвигом Сусанина и героизмом русского народа. После ухода поляков драматизм происходящего оттеняется безмятежно светлым свадебным девичьим хором «Разгулялися, разливалися… »
В 4-м д. драматической кульминацией является сцена Сусанина с поляками в лесу. Главные черты облика героя в решительный час жизни раскрываются в его предсмертной арии. Вступительный краткий речитатив основан на широких, неторопливых и уверенных интонациях песенного склада. В самой арии – «Ты взойдешь, моя заря» господствует настроение глубокого раздумья, проникнутого сдержанным волнением и скорбью. В мелодии многократно повторяются выразительные, полные теплоты интонации, характерные для русской лирической песни – малосекундовые интонации с опорой на квинту лада.
Определим знаки тональности. Для этого двигаемся вверх по чистым квартам, начиная с ля минора.
a-moll - d-moll (1♭) - g-moll (2♭) - c-moll (3♭) - f-moll (4♭) - b-moll (5♭) - es-moll (6♭) - as-moll (7♭) - des-moll (8♭) - ges-moll (9♭)
Таким образом, в тональности ges-moll при ключе стоит 9 знаков:
си♭♭ми♭♭ля♭ре♭соль♭до♭фа♭