В 1790 году Николаус Эстерхази умер. Его сын Антон отменил оперные постановки и распустил оркестр, однако сохранил за Гайдном звание и жалование капельмейстера. Теперь Гайдн получил возможность жить в Вене и выезжать в другие страны. Лондонский импрессарио и скрипач Иоганн Петер Заломон (1745-1815) пригласил его в Англию для работы над оперой, симфониями и другими произведениями. Гайдн совершил две длительные поездки в Лондон: в 1791-1792 и 1794-1795 годах. Здесь он сочинил и с огромным успехом исполнил свои 12 последних симфоний (№№ 93—104); в Лондоне были написаны также Концертная симфония для гобоя, фагота, скрипки и виолончели с оркестром, ряд хоров, фортепианных сонат и трио, песни , обработки британских народных песен, предназначенные для лондонских и эдинбургских нотоиздателей. Премьера оперы-сериа «Душа философа» не состоялась из-за закулисных интриг. В Англии Гайдн был окружен всяческими почестями; он удостоился степени почетного доктора Оксфордского университета , выступал перед королевской семьей. Одним из значительных музыкальных впечатлений стало знакомство с музыкой Георга Фридриха Генделя, которую Гайдн слушал в Вестминстерском аббатстве в исполнении больших хоровых коллективов.
При работе над оперой композитор может изменять литературное произведение. Опера не обязательно должна повторять сюжет литературного произведения, лежащего в ее основе (либретто). Сюжет может видоизменяться на усмотрение композитора, а некоторые отрывки, представленные в литературном первоисточнике, могут и вовсе отсутствовать в опере на его сюжет. Связано это, в первую очередь, с тем, что на пропевание одного слова в опере уходит куда больше времени, чем на его произнесение при чтении. Поэтому композиторы зачастую как бы перерабатывают литературный текст, выбирая самые важные и значимые на их взгляд части, которые они могли бы включить в будущую оперу.
Теперь конкретно об опере "Руслан и Людмила". Она написана М. Глинкой на сюжет одноименной поэмы А. Пушкина. В целом, опера повторяет сюжет поэмы, но некоторые изменения композитор все же ввел. Например, он сделал акцент на передачу в музыке образа русского человека и опустил некоторые второстепенные сцены и имена некоторых героев, однако это не сделало сюжет оперы менее понятным.
Нельзя не упомянуть некоторые сюжетные изменения. Так, например, в поэме Фарлаф убивает Руслана, в то время как в опере этого не происходит. Изменения, которые внес Глинка в оперу, заметны с первых тактов. Поэма Пушкина начинается всеми известным отрывком, который начинается так: "У лукоморья дуб зеленый...". Первая песнь носит былинный и даже сказочный характер. В то время как опера Глинки начинается с оркестрового вступления - увертюры - яркой, торжественной и стремительной.
При работе над оперой композитор может изменять литературное произведение. Опера не обязательно должна повторять сюжет литературного произведения, лежащего в ее основе (либретто). Сюжет может видоизменяться на усмотрение композитора, а некоторые отрывки, представленные в литературном первоисточнике, могут и вовсе отсутствовать в опере на его сюжет. Связано это, в первую очередь, с тем, что на пропевание одного слова в опере уходит куда больше времени, чем на его произнесение при чтении. Поэтому композиторы зачастую как бы перерабатывают литературный текст, выбирая самые важные и значимые на их взгляд части, которые они могли бы включить в будущую оперу.
Теперь конкретно об опере "Руслан и Людмила". Она написана М. Глинкой на сюжет одноименной поэмы А. Пушкина. В целом, опера повторяет сюжет поэмы, но некоторые изменения композитор все же ввел. Например, он сделал акцент на передачу в музыке образа русского человека и опустил некоторые второстепенные сцены и имена некоторых героев, однако это не сделало сюжет оперы менее понятным.
Нельзя не упомянуть некоторые сюжетные изменения. Так, например, в поэме Фарлаф убивает Руслана, в то время как в опере этого не происходит. Изменения, которые внес Глинка в оперу, заметны с первых тактов. Поэма Пушкина начинается всеми известным отрывком, который начинается так: "У лукоморья дуб зеленый...". Первая песнь носит былинный и даже сказочный характер. В то время как опера Глинки начинается с оркестрового вступления - увертюры - яркой, торжественной и стремительной.