С какими историческими событиями совпало детство Д. Шостаковича а) «Русские сезоны» в Париже б) Первая империалистическая война в) Октябрьская социалистическая революция
ответ: ШУБЕРТ (Schubert) Франц (31.01. 1797 - 19.11.1828), – знаменитый австрийский композитор и пианист. Основоположник музыкального ро-мантизма. В песенных циклах Шу-берт воплотил духовный мир совре-менника – "молодого человека XIX в." Написал ок. 600 песен (на слова Ф. Шиллера, И.В. Гете, Г. Гейне и др.), в том числе из циклов «Прекрасная мельничиха» (1823), «Зимний путь» (1827, оба на слова В. Мюллера); 9 симфоний (в т. ч. «Неоконченная», 1822), квартеты, трио, фортепианный квинтет «Форель» (1819); фортепианные сонаты (св. 20), экспромты, фантазии, вальсы, лендлеры и др. Писал также произведения для гитары.
Имеется множество обработок произведений Шуберта для гитары (А. Диабелли, И.К. Мертца и других).
* * *
О Франце Шуберте и его творчестве
Валерий Агабабов
Музыкантам и любителям музыки будет интересно узнать, что Франц Шуберт, не имея в течение ряда лет дома рояля, пользовался при сочинении своих произведений главным образом гитарой. Его знаменитая "Серенада" имела в руко-писи пометку "для гитары". И если мы повнимательней вслушаемся в напевную и простую по своей искренности музыку Ф. Шуберта, то с удивлением заметим, что многое написанное им в песенном и танцевальном жанре, носит ярко выраженный "гитарный" характер.
Франц Шуберт (1797-1828) – великий австрийский компози-тор. Родился в семье школьного учителя. Воспитывался в венском конвинте, где обучался генерал-басу у В. Ружички, контрапункту и композиции у А. Сальери.
С 1814 по 1818 работал учителя в школе своего отца. Вокруг Шуберта сложился кружок друзей-поклонников его творчества (в их числе поэты Ф. Шобер и И. Майрхофер, художники М. Швинд и Л. Купильвизер, певец И. М. Фогль, ставший пропагандистом его песен). Эти дружеские встречи с Шубертом вошли в историю под названием "Шубертиад". Как учитель музыки дочерей графа И. Эстергази, Шуберт побывал в Венгрии, вместе с Фоглем ездил в Верхнюю Австрию и Зальцбург. В 1828 году, за несколько месяцев до смерти Шуберта, состоялся его авторский концерт -ший с большим успехом.
Важнейшее место в наследии Ф. Шуберта занимают песни для голоса с фортепиано (около 600 песен). Один из круп-нейших мелодистов, Шуберт реформировал жанр песни, наделив его глубоким содержанием. Шуберт создал новый тип песни сквозного развития, а также первые высоко-художественные образцы вокального цикла ("Прекрасная мельничиха", "Зимний путь"). Перу Шуберта принадлежат оперы, зингшпили, мессы, кантаты, оратории, квартеты для мужских и женских голосов (в мужских хорах и ор. 11 и 16 он использовал гитару в качестве сопровождающего инстру-мента).
В инструментальной музыке Шуберта, основанной на традициях композиторов венской классической школы, большое значение приобрел тематизм песенного типа. Им создано 9 симфоний, 8 увертюр. Вершинными образцами романтическою симфонизма являются лирико-драмати-ческая "Неоконченная" симфония и величественная героико-эпическая "Большая" симфония.
Шуберт – автор глубоких и значительных по содержанию камерно инструментальных ансамблей: фортепианный квинтет "Форель", квартеты, трио, сонаты, для скрипки и ф-но и др.
Фортепианная музыка – важная область творчества Шуберта. Испытав влияние Бетховена, Шуберт заложил традицию свободной романтической трактовки жанра фортепианной сонаты (23). Фантазия "Скиталец" предвос-хищает "поэмные" формы романтиков (Ф. Лист). Экспромты (11) и музыкальные моменты (6) Шуберта – первые романтические миниатюры, близкие сочинениям Ф. Шопена и Р. Шумана. Фортепианные менуэты, вальсы, "немецкие танцы", лендлеры, экоссезы и др. отразили стремление композитора к поэтизации танцевальных жанров. Шубертом написано более 400 танцев.
Творчество Ф. Шуберта тесно связано с австрийским народным искусством, с бытовой музыкой Вены, хотя он редко использовал в своих сочинениях подлинные народ-ные темы.
Ф. Шуберт – первый крупный представитель музыкального романтизма, выразивший, по словам академика Б. В. Асафьева, "радости и скорби жизни" так, "как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей".
А. М. Муратова, К. Ж. Артыков МУЗЫКА 5 класс Учебник для общеобразовательных школ Рекомендован Министерством образования и науки Кыргызской Республики Бишкек 2018
2 УДК ББК я721 М 91 Эксперт: Ж. С. Дуйшеналиев, старший научный сотрудник КАО, музыковед М 91 Муратова А. М., Артыков К. Ж. Музыка. 5 кл.: Учебник для общеобразоват. шк. Б.: Билим-компьютер, с., илл. ISBN Учебник разработан на основе предметного стандарта и учебной программы «Музыка», утвержденных Министерством образования и науки Кыргызской Республики. УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ: вопросы пение слушание чтение музыкальная грамота обрати внимание М УДК ББК я721 ISBN Муратова А., Артыков К., 2018 Министерство образования и науки КР, 2018
3 Дорогие друзья! Твоё путешествие в мир музыки в этом году станет очень увлекательным. В путешествии ты приобретёшь знания о богатом музыкальном наследии своего народа, также усвоить воспитательные моменты, знакомясь с творческими личнос тями через их произведения! В I четверти ты узнаешь о возникновении любимых инструментов кыргызского народа: комузе и кыл кыяке, о жанре игры кюу на них, также о творческом пути выдающихся комузистов и кыякчи и рассказах о кюу. Во II четверти ты узнаешь о кыргызских народных инструментах: темир ооз комузе, жыгач ооз комузе, ударных и духовых инструментах, а также познакомишься с творчеством комузистов, сурнайчи, чоорчи. А в III четверти ты познакомишься с вокально-музыкальным творчеством кыргызского народа, развитием народного творчества песенных жанров, получишь новые знания о творчестве акынов-импровизаторов. В IV четверти ты узнаешь об устном творчестве кыргызского народа, тесно связанном с малыми и большими эпосами, дастанами и с творчеством сказителей. Твоё путешествие в мир музыки будет интересным через литературный текст, представленный в учебнике, музыкальное прослушивание и исполнение произведений. Это для тебя откроет большую дорогу в будущее, как говорится: «Мудрость наших предков, как свеча в темноте». Ты будешь черпать глубокие знания из истории музыкальной культуры своего народа. В добрый путь в музыкальный мир своего народа! Авторы 3
4 Правила пения При пении корпус тела и голову держи свободно, сиди прямо. Удерживай дыхание правильно и используй его до конца фразы. Внимательно слушай и четко произноси первый звук в упражнении или песне. Округли гласные звуки при пении: а, и, е, ы, и. В конце слова согласные звуки произноси чётко и полностью. Выразительные средства музыки используй правильно в соответствии с характером музыки. Прислушивайся к пению других и не выделяйся из хора. При пении обрати внимание на указания учителя. 4
5 «Великая сила музыки» «Влияние музыки на человека» Комуз кюусу Комуз кїїсї кылымдардын кайрыгы, Комуз кїїсї кыргызымдын байлыгы. Комуз кїїсї, єзїў менен шаўданат, Касиеттїї Ала-Тоонун айдыўы. Комуз кїїсї келечектин жарчысы, Комуз кїїсї кереметтин тамчысы. Комуз кїїсї, келди сенин учуруў, Коштоп бїгїн эл достугун таўшычы! Комуз кїїсї унутулгус уламыш, Комуз кїїсї улут кїчї урагыс. Комуз кїїсї, сендей ыйык мурасты, Кетилтпестен келечекке сунабыз! Кубатбек Жакыпов 5
6 I Ч Е Т В Е Р Т Ь ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ СИЛА МУЗЫКИ ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ КОМУЗА «КЮУНУН БАШЫ КАМБАРКАН» Три колка, три струны, он не сложен на вид, Но в себе волшебную силу таит. Если струн тех коснуться искусной рукой, То комуз, как весенний ручей, зазвучит. Как мечтал он, как плакал о жизни о той, Что сегодня как светлый, как праздничный той. Сколько трудных дорог он с народом , С тем, который похож не него простотой. Алыкул Осмонов (перевод И. Волобуевой) Комуз кыргызский народный щипковый струнный музыкальный инструмент. Трехструнный кыргызский комуз имеет нескончаемую историю. В кыргызском народе существуют две пересказываемые легенды, которые связаны с охотничьей жизнью. В одной из них повествуется о том, как охотник Камбар смастерил комуз, а в другой как комуз появился от натягивания тетивы лука. Охотник Камбар Жил-был храбрый охотник-кыргыз. Звали его Камбар. Однажды охотник возвращался с охоты домой и неожиданно услышал какие-то мелодичные звуки. Он, изумленно слушая, шел за звуком все дальше. Подошёл ближе и увидел, как натянутая кишка упавшего со скалы горного козла издает звук. Кишка высохла на солнце, и, качаясь на ветру, издавала приятный звук. После этого Камбар из дерева смастерил комуз, натянув струны из кишок. Произведение названо именем охотника «Камбаркан», в честь первого создателя комуза Камбара. Камбаркан считается самым древним кюу. Традиционная игра кюу на комузе делится на четыре части. Камбарканы настолько популярны, что каждый профессиональный комузист обязательно включает в свой репертуар одно или несколько произведений этого жанра. К. Орозов, например, играл четыре камбаркана с разным содержанием «Народный камбаркан» («Эл камбаркан»), «Терме камбаркан», «Колхозный камбаркан» («Колхоз камбаркан»), «Камбаркан обиженного» («Сынган бугу камбаркан»). В репертуаре М. Куренкеева была пьеса «Куренкейдин камбаркан». В исполнении А. Огонбаева 6
ответ: ШУБЕРТ (Schubert) Франц (31.01. 1797 - 19.11.1828), – знаменитый австрийский композитор и пианист. Основоположник музыкального ро-мантизма. В песенных циклах Шу-берт воплотил духовный мир совре-менника – "молодого человека XIX в." Написал ок. 600 песен (на слова Ф. Шиллера, И.В. Гете, Г. Гейне и др.), в том числе из циклов «Прекрасная мельничиха» (1823), «Зимний путь» (1827, оба на слова В. Мюллера); 9 симфоний (в т. ч. «Неоконченная», 1822), квартеты, трио, фортепианный квинтет «Форель» (1819); фортепианные сонаты (св. 20), экспромты, фантазии, вальсы, лендлеры и др. Писал также произведения для гитары.
Имеется множество обработок произведений Шуберта для гитары (А. Диабелли, И.К. Мертца и других).
* * *
О Франце Шуберте и его творчестве
Валерий Агабабов
Музыкантам и любителям музыки будет интересно узнать, что Франц Шуберт, не имея в течение ряда лет дома рояля, пользовался при сочинении своих произведений главным образом гитарой. Его знаменитая "Серенада" имела в руко-писи пометку "для гитары". И если мы повнимательней вслушаемся в напевную и простую по своей искренности музыку Ф. Шуберта, то с удивлением заметим, что многое написанное им в песенном и танцевальном жанре, носит ярко выраженный "гитарный" характер.
Франц Шуберт (1797-1828) – великий австрийский компози-тор. Родился в семье школьного учителя. Воспитывался в венском конвинте, где обучался генерал-басу у В. Ружички, контрапункту и композиции у А. Сальери.
С 1814 по 1818 работал учителя в школе своего отца. Вокруг Шуберта сложился кружок друзей-поклонников его творчества (в их числе поэты Ф. Шобер и И. Майрхофер, художники М. Швинд и Л. Купильвизер, певец И. М. Фогль, ставший пропагандистом его песен). Эти дружеские встречи с Шубертом вошли в историю под названием "Шубертиад". Как учитель музыки дочерей графа И. Эстергази, Шуберт побывал в Венгрии, вместе с Фоглем ездил в Верхнюю Австрию и Зальцбург. В 1828 году, за несколько месяцев до смерти Шуберта, состоялся его авторский концерт -ший с большим успехом.
Важнейшее место в наследии Ф. Шуберта занимают песни для голоса с фортепиано (около 600 песен). Один из круп-нейших мелодистов, Шуберт реформировал жанр песни, наделив его глубоким содержанием. Шуберт создал новый тип песни сквозного развития, а также первые высоко-художественные образцы вокального цикла ("Прекрасная мельничиха", "Зимний путь"). Перу Шуберта принадлежат оперы, зингшпили, мессы, кантаты, оратории, квартеты для мужских и женских голосов (в мужских хорах и ор. 11 и 16 он использовал гитару в качестве сопровождающего инстру-мента).
В инструментальной музыке Шуберта, основанной на традициях композиторов венской классической школы, большое значение приобрел тематизм песенного типа. Им создано 9 симфоний, 8 увертюр. Вершинными образцами романтическою симфонизма являются лирико-драмати-ческая "Неоконченная" симфония и величественная героико-эпическая "Большая" симфония.
Шуберт – автор глубоких и значительных по содержанию камерно инструментальных ансамблей: фортепианный квинтет "Форель", квартеты, трио, сонаты, для скрипки и ф-но и др.
Фортепианная музыка – важная область творчества Шуберта. Испытав влияние Бетховена, Шуберт заложил традицию свободной романтической трактовки жанра фортепианной сонаты (23). Фантазия "Скиталец" предвос-хищает "поэмные" формы романтиков (Ф. Лист). Экспромты (11) и музыкальные моменты (6) Шуберта – первые романтические миниатюры, близкие сочинениям Ф. Шопена и Р. Шумана. Фортепианные менуэты, вальсы, "немецкие танцы", лендлеры, экоссезы и др. отразили стремление композитора к поэтизации танцевальных жанров. Шубертом написано более 400 танцев.
Творчество Ф. Шуберта тесно связано с австрийским народным искусством, с бытовой музыкой Вены, хотя он редко использовал в своих сочинениях подлинные народ-ные темы.
Ф. Шуберт – первый крупный представитель музыкального романтизма, выразивший, по словам академика Б. В. Асафьева, "радости и скорби жизни" так, "как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей".
Объяснение:
Объяснение:
А. М. Муратова, К. Ж. Артыков МУЗЫКА 5 класс Учебник для общеобразовательных школ Рекомендован Министерством образования и науки Кыргызской Республики Бишкек 2018
2 УДК ББК я721 М 91 Эксперт: Ж. С. Дуйшеналиев, старший научный сотрудник КАО, музыковед М 91 Муратова А. М., Артыков К. Ж. Музыка. 5 кл.: Учебник для общеобразоват. шк. Б.: Билим-компьютер, с., илл. ISBN Учебник разработан на основе предметного стандарта и учебной программы «Музыка», утвержденных Министерством образования и науки Кыргызской Республики. УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ: вопросы пение слушание чтение музыкальная грамота обрати внимание М УДК ББК я721 ISBN Муратова А., Артыков К., 2018 Министерство образования и науки КР, 2018
3 Дорогие друзья! Твоё путешествие в мир музыки в этом году станет очень увлекательным. В путешествии ты приобретёшь знания о богатом музыкальном наследии своего народа, также усвоить воспитательные моменты, знакомясь с творческими личнос тями через их произведения! В I четверти ты узнаешь о возникновении любимых инструментов кыргызского народа: комузе и кыл кыяке, о жанре игры кюу на них, также о творческом пути выдающихся комузистов и кыякчи и рассказах о кюу. Во II четверти ты узнаешь о кыргызских народных инструментах: темир ооз комузе, жыгач ооз комузе, ударных и духовых инструментах, а также познакомишься с творчеством комузистов, сурнайчи, чоорчи. А в III четверти ты познакомишься с вокально-музыкальным творчеством кыргызского народа, развитием народного творчества песенных жанров, получишь новые знания о творчестве акынов-импровизаторов. В IV четверти ты узнаешь об устном творчестве кыргызского народа, тесно связанном с малыми и большими эпосами, дастанами и с творчеством сказителей. Твоё путешествие в мир музыки будет интересным через литературный текст, представленный в учебнике, музыкальное прослушивание и исполнение произведений. Это для тебя откроет большую дорогу в будущее, как говорится: «Мудрость наших предков, как свеча в темноте». Ты будешь черпать глубокие знания из истории музыкальной культуры своего народа. В добрый путь в музыкальный мир своего народа! Авторы 3
4 Правила пения При пении корпус тела и голову держи свободно, сиди прямо. Удерживай дыхание правильно и используй его до конца фразы. Внимательно слушай и четко произноси первый звук в упражнении или песне. Округли гласные звуки при пении: а, и, е, ы, и. В конце слова согласные звуки произноси чётко и полностью. Выразительные средства музыки используй правильно в соответствии с характером музыки. Прислушивайся к пению других и не выделяйся из хора. При пении обрати внимание на указания учителя. 4
5 «Великая сила музыки» «Влияние музыки на человека» Комуз кюусу Комуз кїїсї кылымдардын кайрыгы, Комуз кїїсї кыргызымдын байлыгы. Комуз кїїсї, єзїў менен шаўданат, Касиеттїї Ала-Тоонун айдыўы. Комуз кїїсї келечектин жарчысы, Комуз кїїсї кереметтин тамчысы. Комуз кїїсї, келди сенин учуруў, Коштоп бїгїн эл достугун таўшычы! Комуз кїїсї унутулгус уламыш, Комуз кїїсї улут кїчї урагыс. Комуз кїїсї, сендей ыйык мурасты, Кетилтпестен келечекке сунабыз! Кубатбек Жакыпов 5
6 I Ч Е Т В Е Р Т Ь ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ СИЛА МУЗЫКИ ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ КОМУЗА «КЮУНУН БАШЫ КАМБАРКАН» Три колка, три струны, он не сложен на вид, Но в себе волшебную силу таит. Если струн тех коснуться искусной рукой, То комуз, как весенний ручей, зазвучит. Как мечтал он, как плакал о жизни о той, Что сегодня как светлый, как праздничный той. Сколько трудных дорог он с народом , С тем, который похож не него простотой. Алыкул Осмонов (перевод И. Волобуевой) Комуз кыргызский народный щипковый струнный музыкальный инструмент. Трехструнный кыргызский комуз имеет нескончаемую историю. В кыргызском народе существуют две пересказываемые легенды, которые связаны с охотничьей жизнью. В одной из них повествуется о том, как охотник Камбар смастерил комуз, а в другой как комуз появился от натягивания тетивы лука. Охотник Камбар Жил-был храбрый охотник-кыргыз. Звали его Камбар. Однажды охотник возвращался с охоты домой и неожиданно услышал какие-то мелодичные звуки. Он, изумленно слушая, шел за звуком все дальше. Подошёл ближе и увидел, как натянутая кишка упавшего со скалы горного козла издает звук. Кишка высохла на солнце, и, качаясь на ветру, издавала приятный звук. После этого Камбар из дерева смастерил комуз, натянув струны из кишок. Произведение названо именем охотника «Камбаркан», в честь первого создателя комуза Камбара. Камбаркан считается самым древним кюу. Традиционная игра кюу на комузе делится на четыре части. Камбарканы настолько популярны, что каждый профессиональный комузист обязательно включает в свой репертуар одно или несколько произведений этого жанра. К. Орозов, например, играл четыре камбаркана с разным содержанием «Народный камбаркан» («Эл камбаркан»), «Терме камбаркан», «Колхозный камбаркан» («Колхоз камбаркан»), «Камбаркан обиженного» («Сынган бугу камбаркан»). В репертуаре М. Куренкеева была пьеса «Куренкейдин камбаркан». В исполнении А. Огонбаева 6