Этимология слова «фактура» («обработка») в музыке, близкая значению этого слова в живописи и декоративно-прикладном искусстве, предполагает особого рода украшение голосов — орнаментирование, фигурную отделку, введение изобразительных моментов.
Само слово «фактура» возникло в музыке в связи с богатейшим развитием украшающих, звукописных и изобразительных элементов музыкальной ткани в XIX в. Музыкальный декор в произведениях XIX в. (а также и до XIX и в XX в.152) создавался в основном двумя фактурными явлениями — фигурацией и дублировкой. Последние и образуют фактурный рисунок голосов (который следует отличать от фактурных функций, определяющих назначение того или иного голоса в музыкальной ткани). Фактурный рисунок является достоянием главным образом инструментальной музыки и из нее переносится в вокальную сферу. Фигурации и дублировки получили интенсивное развитие в инструментализме барокко и классицизма, ярко обозначились в раннем клавирном стиле (например, у английских верджинелистов XVI в.). Однако наибольший интерес представляют фигурации и дублировки в музыке XIX в., потому что здесь их развитие достигло такого уровня индивидуализации, что рисунок фактуры определял уникальность, неповторимость произведения, наиболее непосредственно воплощал программный замысел, и заимствование фактурного приема было бы плагиатом.Фигурация (от figurare — придавать вид или форму, образовывать, делать — лат.; термин получил распространение с конца XVIII в.153) — фактурный рисунок голосов музыкальной ткани, имеющий три чистых вида: фигурация гармоническая, мелодическая, ритмическая, — и многочисленные смешанные комбинации. Гармоническая фигурация — движение голоса по звукам аккорда. Мелодическая фигурация — движение голоса по аккордовым и неаккордовым звукам различных видов (задержание, проходящий звук, вс звук, предъем, камбиата). Для мелодической фигурации существенна повторяемость звеньев фактурного рисунка, орнаментальный вид этого рисунка; повторяемость характерна и для
153 Слово «figure» указывает на связь с приемами риторики (употреблять фигуры, украшать речь фигурами
Ассказ входит в цикл Тургенева «Записки охотника» и повествует о чуткой русской душе проявить себя через пение.
На склоне холма, рассеченного оврагом посредине улицы, стоит небольшое село Колотовка. В селе этом есть избушка, крытая соломой, место весьма популярное у местных жителей, и величается оно кабаком "Притынным".
Жарким летним днем, автор-охотник оказался перед дверьми кабака и стал свидетелем зазывания гостей посмотреть на состязание певцов. Узнав о споре, поспешил в кабак и находится там среди постояльцев, описывая участников и оставаясь (до поры до времени) беспристрастным наблюдателем. Во всем селе наслышаны об удивительном голосе Яшки-Турка, молодого стройного парня лет двадцати трех, прозванным Турком за свое происхождение от пленной турчанки.
Жребий брошен, первому выпало петь рядчику. Сиплый голос рядчика был хорош, и с каждым куплетом ему всё более благоволили зрители. Песня кончилась, его похвалили, прочили победу. Но Дикий Барин вызвал на бой Яшку-Турка.
Яков запел "Не одна во поле дороженька пролегала" От песни Якова всем стало "«сладко" и "жутко". Было в его голосе и что-то болезненное, и глубоко страстное. Яков пел с упоением, забыв о том, что он с кем-то соревнуется. И размах его голоса напомнил барину когда-то увиденную на берегу моря чайку. Почти без движения она медленно взмахивала крыльями и снова складывала. Голос Якова совершенно потряс всех присутствующих, даже Дикого-Барина, невольно уронившего слезу. Рядчик сам вслух признал победу Якова. "Притынная" наполнилась доброй атмосферой. А рассказчик поторопился покинуть это место, чтобы не испортить впечатления от увиденного. Позже, проходя снова мимо питейного дома, он невольно заглянул в окно и увидел, что все были пьяны. В кабачке вовсю праздновали победу Яшки.
Этимология слова «фактура» («обработка») в музыке, близкая значению этого слова в живописи и декоративно-прикладном искусстве, предполагает особого рода украшение голосов — орнаментирование, фигурную отделку, введение изобразительных моментов.
Само слово «фактура» возникло в музыке в связи с богатейшим развитием украшающих, звукописных и изобразительных элементов музыкальной ткани в XIX в. Музыкальный декор в произведениях XIX в. (а также и до XIX и в XX в.152) создавался в основном двумя фактурными явлениями — фигурацией и дублировкой. Последние и образуют фактурный рисунок голосов (который следует отличать от фактурных функций, определяющих назначение того или иного голоса в музыкальной ткани). Фактурный рисунок является достоянием главным образом инструментальной музыки и из нее переносится в вокальную сферу. Фигурации и дублировки получили интенсивное развитие в инструментализме барокко и классицизма, ярко обозначились в раннем клавирном стиле (например, у английских верджинелистов XVI в.). Однако наибольший интерес представляют фигурации и дублировки в музыке XIX в., потому что здесь их развитие достигло такого уровня индивидуализации, что рисунок фактуры определял уникальность, неповторимость произведения, наиболее непосредственно воплощал программный замысел, и заимствование фактурного приема было бы плагиатом.Фигурация (от figurare — придавать вид или форму, образовывать, делать — лат.; термин получил распространение с конца XVIII в.153) — фактурный рисунок голосов музыкальной ткани, имеющий три чистых вида: фигурация гармоническая, мелодическая, ритмическая, — и многочисленные смешанные комбинации. Гармоническая фигурация — движение голоса по звукам аккорда. Мелодическая фигурация — движение голоса по аккордовым и неаккордовым звукам различных видов (задержание, проходящий звук, вс звук, предъем, камбиата). Для мелодической фигурации существенна повторяемость звеньев фактурного рисунка, орнаментальный вид этого рисунка; повторяемость характерна и для
153 Слово «figure» указывает на связь с приемами риторики (употреблять фигуры, украшать речь фигурами
повествует о чуткой русской душе проявить
себя через пение.
На склоне холма, рассеченного оврагом посредине улицы,
стоит небольшое село Колотовка.
В селе этом есть избушка, крытая соломой, место весьма
популярное у местных жителей, и величается оно кабаком
"Притынным".
Жарким летним днем, автор-охотник оказался перед дверьми
кабака и стал свидетелем зазывания гостей посмотреть
на состязание певцов.
Узнав о споре, поспешил в кабак и находится там среди
постояльцев, описывая участников и оставаясь
(до поры до времени) беспристрастным наблюдателем.
Во всем селе наслышаны об удивительном голосе
Яшки-Турка, молодого стройного парня лет
двадцати трех, прозванным Турком за свое происхождение
от пленной турчанки.
Жребий брошен, первому выпало петь рядчику.
Сиплый голос рядчика был хорош, и с каждым куплетом ему
всё более благоволили зрители.
Песня кончилась, его похвалили, прочили победу.
Но Дикий Барин вызвал на бой Яшку-Турка.
Яков запел "Не одна во поле дороженька пролегала"
От песни Якова всем стало "«сладко" и "жутко".
Было в его голосе и что-то болезненное, и глубоко страстное.
Яков пел с упоением, забыв о том, что он с кем-то соревнуется.
И размах его голоса напомнил барину когда-то увиденную
на берегу моря чайку. Почти без движения она медленно
взмахивала крыльями и снова складывала.
Голос Якова совершенно потряс всех присутствующих,
даже Дикого-Барина, невольно уронившего слезу.
Рядчик сам вслух признал победу Якова.
"Притынная" наполнилась доброй атмосферой.
А рассказчик поторопился покинуть это место,
чтобы не испортить впечатления от увиденного.
Позже, проходя снова мимо питейного дома,
он невольно заглянул в окно и увидел, что все были пьяны.
В кабачке вовсю праздновали победу Яшки.