Говоря о произведениях изобразительного искусства, часто употребляют выражение цветовая гамма, а рассуждая о произведениях музыкального искусства - звуковая палитра. Сила звука, тембр перекликаются с насыщенностью цвета, поэтому часто говорят "яркий звук" или "звучный цвет". В музыке, как и в живописи есть своя палитра оттенков.Важным выразительным средством в любом искусстве является ритм - чередование каких-либо элементов (звуковых, изобразительных) в определённой последовательности. С ритмического повтора или контраста художник, композитор соединяют детали в единое целое в пространстве или во времени, создают художественную форму,композицию.Любой рисунок, как в изобразительном искусстве, так и в музыке, рассказывает внимательному зрителю и слушателю о душевных переживаниях их создателей, несёт в себе характерную интонацию. Плавные линии графического, живописного рисунка, как и плавные мелодии, передают мягкость, нежность, покой; ниспадающие, нисходящие линии - успокоение или грусть, печаль; восходящие, взлетающие - радость, свет, энергию, устремлённость. Соединение разных мелодий, интонаций, линий рисунка влечёт за собой напряженность, драматизм образа.Сегодня предлагаю звучащую живопись Клода Моне - французского живописца, одного из основателей импрессионизма. И живописную музыку Чайковского.
"Цель моего небольшого выступления -- ознакомить вас, пусть только поверхностно, с музыкальной культурой российских цыган. Мы все, конечно, понимаем что музыка любого народа тесно связана с традициями етого народа, спецификой его географического положения, взаимоотношениями с соседями, и многими другими факторами, которые все и не перечислить. Что же касается цыганской музыкальной культуры -- и я имею в виду цыган вообще, а не только русских (российских) цыган -- в её становление сыграли уникальные обстоятельства, которых, быть может, нет ни у какого другого народа. Речь идёт о цыганах-артистах, которые создавали песни и инструментальные композиции для местного, не-цыганского населения на основе фольклора и обычаев этого населения. Но об этом чуть позже, вначале же давайте вспомним что мы знаем о цыганах и их происхождении.
Насколько мы знаем, цыгане -- выходцы из Индии, и ра по странам Азии и Европы ещё в 15ом веке. Страны, которые цыгане обошли по дороге в Западную Европу или Россию, наложили отпечаток на цыганские обычаи и сам цыганский язык. Что касается обычаев, цыгане легко адаптировались к культуре той страны, где они пребывали, вплоть до перехода в местную религию. Так, большинство цыган в России -- православные, вто время как в Европе есть католики и протестанты, а в Балканских и мусульманских странах есть цыгане-мусульмане.
Цыганская музыка в России
"Цель моего небольшого выступления -- ознакомить вас, пусть только поверхностно, с музыкальной культурой российских цыган. Мы все, конечно, понимаем что музыка любого народа тесно связана с традициями етого народа, спецификой его географического положения, взаимоотношениями с соседями, и многими другими факторами, которые все и не перечислить. Что же касается цыганской музыкальной культуры -- и я имею в виду цыган вообще, а не только русских (российских) цыган -- в её становление сыграли уникальные обстоятельства, которых, быть может, нет ни у какого другого народа. Речь идёт о цыганах-артистах, которые создавали песни и инструментальные композиции для местного, не-цыганского населения на основе фольклора и обычаев этого населения. Но об этом чуть позже, вначале же давайте вспомним что мы знаем о цыганах и их происхождении.
Насколько мы знаем, цыгане -- выходцы из Индии, и ра по странам Азии и Европы ещё в 15ом веке. Страны, которые цыгане обошли по дороге в Западную Европу или Россию, наложили отпечаток на цыганские обычаи и сам цыганский язык. Что касается обычаев, цыгане легко адаптировались к культуре той страны, где они пребывали, вплоть до перехода в местную религию. Так, большинство цыган в России -- православные, вто время как в Европе есть католики и протестанты, а в Балканских и мусульманских странах есть цыгане-мусульмане.