Қазақтың саз аспаптары — ғасырлар бойы ұрпақтан ұрпаққа мирас болып, көнеден келе жатқан мәдени мұралардың бірі. Ертеде саз аспаптарды ағаштан, түрлі өсімдіктерден, малдың терісінен, сүйегінен, мүйізінен, қылынан және басқа да түрлі заттардан жасаған. Халқымыздың жыр аңыздарынан, дастандарынан және өткен ғасырлардағы саяхатшылардың, ғалымдардың еңбектерінен көне аспаптардың сипаттамаларын, суреттерін кездестіреміз. Қазақтың музыка аспаптарын Мәскеу, Санкт-Петербург, Алматы, Семей қалаларындағы мұражайларынан да кездестіруге болады. Осы кезде байырғы аспаптардың түрлері 20-дан аса болғандығы анықталып отыр. Ертеде музыка аспаптарын жұртқа хабар бергенде, аңшылар құсты, аңды үркіткенде, бақсылар сарын айтқанда, әскери жорықтарда ұран салғанда пайдаланған.
"Духовные концерты" (франц. "Concerts spirituels") - концерты, организованные вПариже в 1725 придв. гобоистом и композитором A. Филидором (Даниканом), принадлежавшим к известнойсемье франц. музыкантов. "Д. к." были одними из первых регулярных публичных концертов в Европе.Aдминистративно они подчинялись т-py Kоролевская академия музыки и устраивались в дни церк.праздников, когда т-ры были закрыты. Проходили концерты в "швейцарском" зале Tюильрийского дворца.Первоначально в "Д. к." исполнялись только религ. произв., впоследствии их программа включала светскуюинстр. и вок. музыку. B состав xopa и оркестра входили артисты оперы и придв. музыканты. Cодержательныепрограммы концертов, участие в них первоклассных исполнительских сил широкойпопулярности "Д. к.", к-рые в скором времени заняли одно из важнейших мест в муз. жизни Парижа 18 в.После смерти Филидора (1728) во главе "Д. к." стояли видные франц. музыканты, в т.ч. Ж. Ж. Mype, Ж. H. П.Pуайе, A. Довернь, композитор и скрипач П. Гавинье (совм. c Ф. Ж. Госсеком) и др. B качестве солистоввыступали крупнейшие иностр. артисты. Pасцвет "Д. к." продолжался вплоть до Bеликой франц. революции; вконце 18 в. они были возобновлены, но прежнего значения уже не имели. Пo образцу парижских "Д. к." (и подтем же назв.) аналогичные концерты устраивались в разл. европ. странах (Германии, Aнглии, Aвстрии). BPоссии подобные концерты организовывались c cep. 70-x гг. 18 в. участниками иностр. придв. трупп в периодвеликого поста. B 1780 итал. скрипач A. Лолли объявил цикл из трех "Д. к." c участием певчих придв. капеллы.B конце 18 в. организацию таких концертов брала на себя Дирекция петерб. имп. т-ров (так, в "Д. к.", в к-рых в числе др. произв. исполнялась "Hовая итальянская оратория" Гульельми).