При прелюдии обрати внимание на тембр подготовленного (препарированного) фортепиано в начале произведения. Что, по-твоему, выражает его звучание?
В чем проявляется диалог времен в музыке А. Шнитке? Обрати внимание на жанр произведения, название частей (прелюдия, токката), интонационный строй музыки, инструментальный состав.
Жанр духовного хорового концерта именно такой путь. Родившись в эпоху Возрождения под гулкими сводами венецианского собора св. Марка, он в короткое – по меркам истории – время завоевал симпатии европейских композиторов. Вслед за итальянцами Виллартом, Андреа и Джованни Габриели, немцем Шютцом, поляками Зеленьским, Мельчевским, Ружицким, пришла и для русских авторов пора «составлять концерты» . Трудами Николая Дилецкого, Василия Титова, Фёдора Редрикова, Якова Резвицкого и других наших сочинителей расцвёл на допетровской Руси партесный хоровой стиль. Но это была лишь предистория русского духовного хорового концерта.
С приездом в Петербург иноземных капельмейстеров – Сарти, Цоппи, Галуппи – проникает в отечественную хоровую музыку жанр и стиль многочастного концерта-мотета. И теперь уже в этом стиле создают свои духовные композиции русские композиторы конца XVIII – начала XIX веков: М. Березовский, Д. Бортнянский. А. Ведель, С. Дегтярёв, С. Давыдов, а в середине XIX века – генерал А. Львов. Но всё больше ощущается в их творчестве стремление уйти от механического подражания западноевропейским образцам, создать самобытный стиль музыкального языка. То было время стремительного развития российской национальной музыкальной культуры, и в этом развитии рождалось новое понимание назначения и задач духовной музыки.
Объяснение:
По горизонтали:
1. Большая хоровая сцена, которой открывается опера «Иван Сусанин»
3. Танец, характеризующий поляков в опере М. И. Глинки «Иван Сусанин»
6. Страна, вдохновившая М. И. Глинку на создание симфонических увертюр «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде»
9. Тембр голоса Антониды, дочери Ивана Сусанина.
11. Хор, звучащий в эпилоге оперы «Иван Сусанин»
13. Симфоническое произведение М. И. Глинки, в основе которого две русские темы.
15. Французский композитор, с которым М. И. Глинка познакомился в Париже и который исполнил в 1845 году на своём концерте фрагменты его опер.
16. «Не о том скорблю, подруженьки…» — …Антониды из 3 действия оперы «Иван Сусанин»
17. «Не томи, родимый» — …Собинина, Антониды и Сусанина
18. Родина М. И. Глинки
19. Тембр голоса Ивана Сусанина из одноимённой оперы М. И. Глинки
20. Немецкий теоретик, у которого М. И. Глинка брал уроки композиции, полифонии и инструментовки
21. Поэт, на стихи которого написана «Попутная песня» М. Глинки
22. Воспитатель М. И. Глинки в Благородном пансионе
По вертикали:
2. Польский танец, используемый М. И. Глинкой для характеристики польского воинства в опере «Иван Сусанин»
4. Фантастический персонаж из оперы «Руслан и Людмила», в музыкальной характеристике которого использована целотонная гамма.
5. Персонаж оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила»
7. Герой оперы М. И. Глинки
8. Сестра М. И. Глинки
10. Автор стихов в романсах М. И. Глинки «Я помню чудное мгновенье», «Не пой, красавица», «Ночной зефир»
12. Известный романс М. И. Глинки на стихи Н. Кукольника
14. Элегия М. И. Глинки на стихи Н. Кукольника