Альтерация (от латинского alteratio) - изменение основной ступени лада. Знаки альтерации: диез - повышение на полтона, бемоль - понижение на полтона, дубль-диез - повышение на тон, дубль - бемоль - понижение на тон, знак отмены альтерации - бекар.
Альтерация позволяет строить какой-либо лад от любой ступени звукоряда, в связи с чем образуются различные мажорные и минорные тональности. Знаки альтерации, относящиеся к определенной тональности, ставятся при ключе и называются ключевыми (действительны для всех видов октав до конца произведения или до перемены знаков).
И - вот оно!- в том числе под альтерацией подразумевается обострение ладового тяготения неустойчивых звуков (ступеней) к звукам тонического трезвучия. Альтерации подвергаются лишь те неустойчивые ступени, которые в диатоническом ладе отстоят на большую секунду от звуков тонического трезвучия. Наблюдательные музыканты заметили, что возможность применить альтерацию есть только там, где по определению расстояние от неустойчивой разрешаемой до устойчивой ступени более чем в полтона .
В альтерированной гамме в мажоре при движении вверх повышаются на полтона вторая и четвертая ступени, при движении вниз понижаются шестая ( из-за гармонического мажора) и вторая.
А теперь – к практике.
В соль мажоре ключевой знак фа- диез. Итак, считаем-
Альтерация (от латинского alteratio) - изменение основной ступени лада. Знаки альтерации: диез - повышение на полтона, бемоль - понижение на полтона, дубль-диез - повышение на тон, дубль - бемоль - понижение на тон, знак отмены альтерации - бекар.
Альтерация позволяет строить какой-либо лад от любой ступени звукоряда, в связи с чем образуются различные мажорные и минорные тональности. Знаки альтерации, относящиеся к определенной тональности, ставятся при ключе и называются ключевыми (действительны для всех видов октав до конца произведения или до перемены знаков).
И - вот оно!- в том числе под альтерацией подразумевается обострение ладового тяготения неустойчивых звуков (ступеней) к звукам тонического трезвучия. Альтерации подвергаются лишь те неустойчивые ступени, которые в диатоническом ладе отстоят на большую секунду от звуков тонического трезвучия. Наблюдательные музыканты заметили, что возможность применить альтерацию есть только там, где по определению расстояние от неустойчивой разрешаемой до устойчивой ступени более чем в полтона .
В альтерированной гамме в мажоре при движении вверх повышаются на полтона вторая и четвертая ступени, при движении вниз понижаются шестая ( из-за гармонического мажора) и вторая.
А теперь – к практике.В соль мажоре ключевой знак фа- диез. Итак, считаем-
Соль - ля - ЛЯ-ДИЕЗ - си-до- ДО-ДИЕЗ-ре-ми- фа- диез- соль - фа-диез-ми-МИ- БЕМОЛЬ –ре -до-си-ля - ЛЯ-БЕМОЛЬ-соль.
Надеюсь, теперь понятно. Но (на всякий пожарный), не запутайся, в альтерированной гамме в миноре повышаются и понижаются другие ступени!