1.1 Понятие, структурные элементы, функции частей музыкальной формы.……………………………………………………. 5
1.2 Понятие простой трехчастной формы в музыкальном произведении………….………………………………………..………… 10
ГЛАВА 2. ПРОСТАЯ ТРЕХЧАСТНАЯ ФОРМА В ДЕТСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЧАЙКОВСКОГО …...……………………………… 17
2.1 Пьесы Чайковского, написанные в простой трехчастной форме …..……………………………………… 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….. 26
ВВЕДЕНИЕ
Простая трехчастная форма возникла в песенной и танцевальной музыке в 13 в. Позже изредка применялась в жанрах старинных танцев сюит. В творчестве венских классиков простая трехчастная форма встречается в основном как форма части сочинения, например в вариациях, рондо, сложной трехчастной форме, также часто - как форма самостоятельного вокального сочинения или формы куплета [11].
Простая трехчастная форма - одна из наиболее распространенных в музыке начиная с XVII в. Широкое распространение этой формы в самом разном качестве обусловлено ее особой устойчивостью и естественностью для восприятия. Этими свойствами трехчастная форма обязана следующим факторам:
1) совпадению фаз, как минимум, двух из трех ритмов, обеспечивающему внутреннюю непротиворечивость формы;
2) эффекту возвращения в репризе, создающему законченность особого рода (возвращение - один из универсальных признаков завершения в искусстве) [4].
Совпадение ритмических фаз образуется благодаря структуре, представляющей собой сочетание трех частей, соизмеримых с периодом. Поэтому и структурный ритм становится трехфазным, совпадая в границах либо с тематическим, либо с тональным, а иногда с тем и другим вместе.
Форма встречается в небольших инструментальных произведениях, таких, как прелюдии, ноктюрны, танцы, марши, пьесы с программными названиями, песни, романсы, арии и т. д.. Трехчастная форма встречается и в замкнутых отдельных частях циклических сочинений (сонаты, симфонии). Кроме того, простая трехчастная форма может входить, как составная часть, в более крупное целое (сложная трехчастная форма, рондо, реже — сонатная форма, в частности - форма партий)[3].
Огромное количество примеров на простую и сложную 3-х частную форму содержится в произведениях П.И.Чайковского. В качестве примера возможно рассмотрение оперы «Пиковая дама», циклов «Времена года» и «Детского альбома».
Объект исследования – простая трехчастная форма.
Предмет исследования – детские произведения П.И. Чайковского, написанные в простой трехчастной форме.
Цель исследования – рассмотреть произведения П.И. Чайковского, написанные в простой трехчастной форме.
Задачи исследования:
Изучить научно-методическую литературу по теме исследования, определив понятие, структурные элементы и функции частей музыкальной формы;
Дать определение простой трехчастной форме в музыкальном произведении;
Выделить произведения П.И. Чайковского, написанные в простой трехчастной форме.
В зависимости от типа формы произведение может строиться на одной, двух или нескольких темах.
Мотив – это наименьшая часть темы напоминать о ней, существуя отдельно от темы. Наряду с мотивами в теме можно обнаружить элементы, не обладающие свойством напоминания темы, но структурно сопоставимые с мотивом. Это так называемые немотивные образования [3].
Тема и мотив являются смысловыми элементами музыкальной речи.
Музыкальная форма складывается из частей, которые могут быть отделены друг от друга или связаны между собой.
Момент раздела между частями произведения называется цезурой. К признакам цезур относятся:
1) повторность мелодико-ритмических фигур;
2) паузы;
3) ритмические остановки;
4) кадансы;
5) смены тональности, тембра, регистра, динамического оттенка и т.п.
«Песенка жаворонка». Это тонкая живописная зарисовка, окрашенная светлым радостным настроением; лишь в средней части появляется налет грусти. Она вся от начала до конца пронизана птичьим пением [1]. Пьеса написана в трехчастной форме. Первая часть период. С тематической точки зрения повторного строения; с гармонической – модулирующий в параллельную тональность; со структурной точки зрения квадратный, состоящий из двух предложений (4+4) [5]. Средняя часть представляет собой построение типа переход. В средней части ничто не противостоит трехдольности: здесь мелодия не борется с аккомпанементом, а полностью с ним сливается. При таком господстве трехдольного метра начинает «просвечивать» наиболее любимая Чайковским его разновидность – вальсообразность. В третьей части, в целом повторяющей первую, изменено окончание с тем, чтобы утвердить основную тональность [16].
Таким образом, можно сделать вывод, что многие пьесы «Детского альбома» написаны в простой трехчастной форме
1)1936 год. Композитор стремился, по его словам, «создать национальную по форме оперу, используя достижения современной музыкальной культуры». В этом ему глубокое знание азербайджанского фольклора: в то же время он трудился над капитальным научным исследованием «Основы азербайджанской народной музыки» (завершено в 1945 году). Работая над «Кёр-оглы», композитор изучал также музыку той эпохи, в которую развертывается действие оперы; балетные сцены, по словам автора, «написаны в стиле музыки XVII века».
Премьера оперы состоялась 30 апреля 1937 года в Баку в Театре оперы и балета имени М. Ф. Ахундова. Через год опера была показана в Москве на декаде азербайджанского искусства. Произведение вошло также в репертуар оперных театров Туркмении, Армении и Узбекистана.
СЮЖЕТ
Весеннее утро. На зеленеющих полях южного Азербайджана работают крестьяне. Невесело у них на душе. Народ измучен непосильным трудом и непрестанными поборами, чинимыми его могущественным властелином — жестоким Гасан-ханом. Вот и сам хан со своими приближенными. При его появлении крестьян разгоняют кнутами. Гасан-хан требует поймать для него лучшего коня. Но старик-табунщик Алы на свою беду уже угнал коней на пастбище. Напрасно он пытается объяснить, что сделал это без злого умысла, — хан велит ослепить старца. Сыну Алы Ровшену сообщает о несчастье его возлюбленная Нигяр. Теперь ты — Кёр-оглы (сын слепца), — горестно говорит старый табунщик сыну. Скорбь и гнев охватывают крестьян. Ровшен, принявший новое имя — Кёр-оглы, призывает народ отомстить хану за все его злодеяния и поднять восстание. Крестьяне полны решимости начать борьбу. Избрав Кёр-оглы своим предводителем, они уходят в горы. Нигяр по возлюбленного остается, чтобы сообщать восставшим о всех замыслах врага.
В пышных покоях Гасан-хан с почестями принимает гостя — турецкого пашу Эхсана. Встревоженные набегами повстанцев, они решили покончить с недавней враждой и заключить военный союз. Веселье прерывается появлением сборщиков подати. В страхе они докладывают, что Кёр-оглы со своим отрядом отнял всю собранную подать. Посовещавшись с полководцами, Гасан-хан решает двинуть на мятежников большое войско. Но шут Телхек заявляет, что нужен всего-навсего лишь один хитрец. Если похитить у Кёр-оглы его любимую лошадь, то он всюду будет ее разыскивать. И тогда совсем нетрудно будет схватить бунтовщика. Хитроумный план всем понравился. За его выполнение берется богатый сановник Гамза-бек. Но он ставит условие — в награду Гасан-хан должен дать ему красавицу Нигяр. Явившись по требованию хана, Нигяр узнает о коварном замысле. Она тайно отправляет своего брата Эйваза предупредить Кёр-оглы.
Военный лагерь повстанцев в крепости Ченли-бель, расположенной в неприступных горах. Кёр-оглы с группой воинов возвращается из очередного успешного похода. С ними пришло пополнение — бедняки из Армении, Грузии, Курдистана. В разгар торжества по случаю новой победы на площади появляется Гамза-бек, переодетый нищим. Он умоляет дать ему приют — хан вконец разорил его. Узнав, что пришелец был конюхом, доверчивый Кёр-оглы поручает ему уход за своим конем Кыр-атом. Тщетно друзья предостерегают его — вдруг это шпион Гасан-хана! Но Кёр-оглы спокоен — в таком случае Нигяр предупредила бы его. Вечереет. Начинается гроза. Воспользовавшись непогодой и безлюдьем, Гамза-бек уводит Кыр-ата и скрывается в темноте. Караульные подымают тревогу, но уже поздно.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ТРЕХЧАСТНОЙ ФОРМЫ ……………………... 5
1.1 Понятие, структурные элементы, функции частей музыкальной формы.……………………………………………………. 5
1.2 Понятие простой трехчастной формы в музыкальном произведении………….………………………………………..………… 10
ГЛАВА 2. ПРОСТАЯ ТРЕХЧАСТНАЯ ФОРМА В ДЕТСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЧАЙКОВСКОГО …...……………………………… 17
2.1 Пьесы Чайковского, написанные в простой трехчастной форме …..……………………………………… 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….. 26
ВВЕДЕНИЕ
Простая трехчастная форма возникла в песенной и танцевальной музыке в 13 в. Позже изредка применялась в жанрах старинных танцев сюит. В творчестве венских классиков простая трехчастная форма встречается в основном как форма части сочинения, например в вариациях, рондо, сложной трехчастной форме, также часто - как форма самостоятельного вокального сочинения или формы куплета [11].
Простая трехчастная форма - одна из наиболее распространенных в музыке начиная с XVII в. Широкое распространение этой формы в самом разном качестве обусловлено ее особой устойчивостью и естественностью для восприятия. Этими свойствами трехчастная форма обязана следующим факторам:
1) совпадению фаз, как минимум, двух из трех ритмов, обеспечивающему внутреннюю непротиворечивость формы;
2) эффекту возвращения в репризе, создающему законченность особого рода (возвращение - один из универсальных признаков завершения в искусстве) [4].
Совпадение ритмических фаз образуется благодаря структуре, представляющей собой сочетание трех частей, соизмеримых с периодом. Поэтому и структурный ритм становится трехфазным, совпадая в границах либо с тематическим, либо с тональным, а иногда с тем и другим вместе.
Форма встречается в небольших инструментальных произведениях, таких, как прелюдии, ноктюрны, танцы, марши, пьесы с программными названиями, песни, романсы, арии и т. д.. Трехчастная форма встречается и в замкнутых отдельных частях циклических сочинений (сонаты, симфонии). Кроме того, простая трехчастная форма может входить, как составная часть, в более крупное целое (сложная трехчастная форма, рондо, реже — сонатная форма, в частности - форма партий)[3].
Огромное количество примеров на простую и сложную 3-х частную форму содержится в произведениях П.И.Чайковского. В качестве примера возможно рассмотрение оперы «Пиковая дама», циклов «Времена года» и «Детского альбома».
Объект исследования – простая трехчастная форма.
Предмет исследования – детские произведения П.И. Чайковского, написанные в простой трехчастной форме.
Цель исследования – рассмотреть произведения П.И. Чайковского, написанные в простой трехчастной форме.
Задачи исследования:
Изучить научно-методическую литературу по теме исследования, определив понятие, структурные элементы и функции частей музыкальной формы;
Дать определение простой трехчастной форме в музыкальном произведении;
Выделить произведения П.И. Чайковского, написанные в простой трехчастной форме.
В зависимости от типа формы произведение может строиться на одной, двух или нескольких темах.
Мотив – это наименьшая часть темы напоминать о ней, существуя отдельно от темы. Наряду с мотивами в теме можно обнаружить элементы, не обладающие свойством напоминания темы, но структурно сопоставимые с мотивом. Это так называемые немотивные образования [3].
Тема и мотив являются смысловыми элементами музыкальной речи.
Музыкальная форма складывается из частей, которые могут быть отделены друг от друга или связаны между собой.
Момент раздела между частями произведения называется цезурой. К признакам цезур относятся:
1) повторность мелодико-ритмических фигур;
2) паузы;
3) ритмические остановки;
4) кадансы;
5) смены тональности, тембра, регистра, динамического оттенка и т.п.
«Песенка жаворонка». Это тонкая живописная зарисовка, окрашенная светлым радостным настроением; лишь в средней части появляется налет грусти. Она вся от начала до конца пронизана птичьим пением [1]. Пьеса написана в трехчастной форме. Первая часть период. С тематической точки зрения повторного строения; с гармонической – модулирующий в параллельную тональность; со структурной точки зрения квадратный, состоящий из двух предложений (4+4) [5]. Средняя часть представляет собой построение типа переход. В средней части ничто не противостоит трехдольности: здесь мелодия не борется с аккомпанементом, а полностью с ним сливается. При таком господстве трехдольного метра начинает «просвечивать» наиболее любимая Чайковским его разновидность – вальсообразность. В третьей части, в целом повторяющей первую, изменено окончание с тем, чтобы утвердить основную тональность [16].
Таким образом, можно сделать вывод, что многие пьесы «Детского альбома» написаны в простой трехчастной форме
Вроде все.
1)1936 год. Композитор стремился, по его словам, «создать национальную по форме оперу, используя достижения современной музыкальной культуры». В этом ему глубокое знание азербайджанского фольклора: в то же время он трудился над капитальным научным исследованием «Основы азербайджанской народной музыки» (завершено в 1945 году). Работая над «Кёр-оглы», композитор изучал также музыку той эпохи, в которую развертывается действие оперы; балетные сцены, по словам автора, «написаны в стиле музыки XVII века».
Премьера оперы состоялась 30 апреля 1937 года в Баку в Театре оперы и балета имени М. Ф. Ахундова. Через год опера была показана в Москве на декаде азербайджанского искусства. Произведение вошло также в репертуар оперных театров Туркмении, Армении и Узбекистана.
СЮЖЕТ
Весеннее утро. На зеленеющих полях южного Азербайджана работают крестьяне. Невесело у них на душе. Народ измучен непосильным трудом и непрестанными поборами, чинимыми его могущественным властелином — жестоким Гасан-ханом. Вот и сам хан со своими приближенными. При его появлении крестьян разгоняют кнутами. Гасан-хан требует поймать для него лучшего коня. Но старик-табунщик Алы на свою беду уже угнал коней на пастбище. Напрасно он пытается объяснить, что сделал это без злого умысла, — хан велит ослепить старца. Сыну Алы Ровшену сообщает о несчастье его возлюбленная Нигяр. Теперь ты — Кёр-оглы (сын слепца), — горестно говорит старый табунщик сыну. Скорбь и гнев охватывают крестьян. Ровшен, принявший новое имя — Кёр-оглы, призывает народ отомстить хану за все его злодеяния и поднять восстание. Крестьяне полны решимости начать борьбу. Избрав Кёр-оглы своим предводителем, они уходят в горы. Нигяр по возлюбленного остается, чтобы сообщать восставшим о всех замыслах врага.
В пышных покоях Гасан-хан с почестями принимает гостя — турецкого пашу Эхсана. Встревоженные набегами повстанцев, они решили покончить с недавней враждой и заключить военный союз. Веселье прерывается появлением сборщиков подати. В страхе они докладывают, что Кёр-оглы со своим отрядом отнял всю собранную подать. Посовещавшись с полководцами, Гасан-хан решает двинуть на мятежников большое войско. Но шут Телхек заявляет, что нужен всего-навсего лишь один хитрец. Если похитить у Кёр-оглы его любимую лошадь, то он всюду будет ее разыскивать. И тогда совсем нетрудно будет схватить бунтовщика. Хитроумный план всем понравился. За его выполнение берется богатый сановник Гамза-бек. Но он ставит условие — в награду Гасан-хан должен дать ему красавицу Нигяр. Явившись по требованию хана, Нигяр узнает о коварном замысле. Она тайно отправляет своего брата Эйваза предупредить Кёр-оглы.
Военный лагерь повстанцев в крепости Ченли-бель, расположенной в неприступных горах. Кёр-оглы с группой воинов возвращается из очередного успешного похода. С ними пришло пополнение — бедняки из Армении, Грузии, Курдистана. В разгар торжества по случаю новой победы на площади появляется Гамза-бек, переодетый нищим. Он умоляет дать ему приют — хан вконец разорил его. Узнав, что пришелец был конюхом, доверчивый Кёр-оглы поручает ему уход за своим конем Кыр-атом. Тщетно друзья предостерегают его — вдруг это шпион Гасан-хана! Но Кёр-оглы спокоен — в таком случае Нигяр предупредила бы его. Вечереет. Начинается гроза. Воспользовавшись непогодой и безлюдьем, Гамза-бек уводит Кыр-ата и скрывается в темноте. Караульные подымают тревогу, но уже поздно.