Поставьте в табличку рядом с номером вопроса «Х», если вы согласны с утверждением, или «О», если оно неверно; соедините одной линией все отмеченные «Х» – какая фигура у вас получилась: квадрат, треугольник, солнышко или другая? Напишите её название .
Пример фактов по теме «Опера»:
«Содержание оперы передаётся через игру и пение актёров на сцене» – верный факт, ему нужно поставить крестик – «Х».
«Роль оркестра в опере невелика» – неверный факт, нужно поставить нолик – «О».
Вопросы к заданию:
Время создания оперы – XV век.
Родиной оперы считается Англия.
Опера в переводе с итальянского «opera» – это «труд», «произведение», «сочинение».
Опера – это драматический музыкальный спектакль, основанный на слиянии слова, музыки и драмы, в котором действующие лица танцуют.
Опера объединяет такие виды искусства как изобразительное искусство, литература, музыка, хореография, этнография.
Помещение перед сценой, предназначенное для размещения оркестра, сопровождающего спектакль, – это оркестровая сцена.
Оперный спектакль проходит на сцене.
Художественное оформление сцены для оперного спектакля создают векорации.
Оркестровое вступление в начале оперы называется увертюрой.
Литературная основа оперы, словесный текст, называется сценарием.
Писателя, создающего сценарий оперного спектакля, называют либреттист.
Композитор сочиняет музыку ко всем эпизодам оперы.
Музыкальный монолог, характеристика главного героя, носит название ария (ариетта, ариозо).
Мелодекламация в опере (полупение-полуречь) называется речитативом.
Оперный эпизод, исполняемый сразу несколькими главными героями, – это ансамбль.
Пять певцов исполняют квинтет.
В исполнении дуэта участвуют три певца.
Массовый эпизод в опере исполняет зритель.
Части оперного спектакля называются интродукцией.
Перерыв между частями оперного спектакля называется антрактом.
Примерное строение оперного спектакля: увертюра – I действие – антракт – II действие – антракт – III действие.
Эпизоды оперного спектакля: Ария – Ансамбль – Речитатив – Хор – Интродукция.
Последовательность драматического сюжета оперного спектакля: увертюра, экспозиция, развитие, завязка, разработка, кульминация, развязка, финал.
Стили оперы: барочная (XVII век), классическая (XVIII век), романтическая (XIX век), реалистическая (XX век).
Жанры оперы: комический, трагический, эпический, лирический, сказочный, исторический, рок-опера, опера-балет.
Відповідь:
1) Ранний. До отъезда за границу (1908 - 1918 гг.). В этот период написано четыре сонаты, два концерта, этюды (соч. 2), пьесы (соч. 3,4), Токката (соч. 11), Сарказмы (соч. 17), Мимолётности (соч. 22);
2) Зарубежный (1918 - 1933 гг.). В творчестве происходит углубление лирической сферы. Написано 3-й, 4-й, 5-й концерты, 5-я соната, «Сказки» (соч. 31), четыре пьесы (соч. 32);
3) Советский (середина 1930-х гг.). По словам самого Прокофьева в этот период творчества происходит «переход к новой простоте». Написано «Детская музыка» (соч. 65), транскрипции, сонаты 6-9.
Пояснення:
Между различными импровизационными жанрами органного искусства (фантазии, токкаты) нет принципиальной разницы, нет существенных композиционных и структурных различий. За токкатой закрепилось положение наиболее виртуозного из подобных жанров. В ней свободно чередуются эпизоды с блестящей техникой пассажного склада, с фугообразными имитационными построениями, с аккордовым звучанием и гармонической полнотой. Сочетание контрастных по характеру и типу изложения музыкальных построений составляет общий признак токкаты.
Бах — лучшее в интернет-магазине OZON.ru →
Прекрасным мастером монументальных драматических импровизаций был Дитрих Букстехуде. Бах многое перенял у него. Но изменения, внесенные Бахом, коснулись не только содержания, сделавшегося несравненно более глубоким, емким, но и формы, которая приобрела классически четкие контуры, собранность, стройность пропорций.
Из цепи импровизационно нанизанных эпизодов Бах обособляет фугу в отдельную самостоятельную часть; токкате же, как прелюдии или фантазии, отводит роль вступления; она предназначена создать атмосферу, нужную для восприятия более сложно развертываемой музыкальной мысли в фуге.
Токката
Музыкальный материал токкаты максимально насыщен драматическими элементами. С огромным пафосом, подобно коротким возгласам, призывам, звучит начало токкаты:
Напряжение первых фраз передается дальше, распространяется на все более широкие пласты, наполняет все пассажи, секвенции, придает аккордам патетический характер. Высокий драматический накал сообщает небольшой по размерам импровизации нечто могучее, необъятное.
В отличие от соль-минорной фантазии, в токкате нет противопоставления внутренне контрастных образов, нет и непрерывности мелодического развертывания, характерного для ля-минорной прелюдии. Каждое построение токкаты отделено одно от другого яркими каденциями.
Первые два построения, при импровизационности изложения и видимой самостоятельности материала, являются, по существу, свободным варьированием темы:
Третье, заключительное построение суммирует весь материал и его развитие. В токкате, как и во многих других баховских сочинениях, напряженность движения возрастает от раздела к разделу, и кода оказывается, таким образом, драматической вершиной всего произведения.
Фуга
Ре-минорная токката и фуга обладают исключительной цельностью композиции. Драматический пафос музыкальных образов токкаты, ее виртуозность вполне согласованы с таким же приподнято-патетическим стилем фуги.
Жанровое своеобразие ре-минорной токкаты и ее содержание оказали сильное воздействие на фугу, на ее форму, характер тематического материала и изложения. Виртуозная бравурность стиля и для фуги служит средством драматического раскрытия образа. Тема фуги органично вытекает из токкаты, как бы служит ее непосредственным продолжением:
Скрытое многоголосие в одноголосной теме, особенности в расположении голосов при последующих проведениях и разработке материала — все это создает густую и плотную фактуру, сочное звучание, которым отличается все произведение в целом.
Близкий к гомофонному аккордовый склад фуги делает почти незаметными и малоощутимыми привычные для баховских фуг полифонические переплетения мелодических линий.
Принятые в подавляющем большинстве баховских фуг выдержанные противосложения и сложные контрапунктические приемы развития уступают место свободной разработке с использованием разнообразного тематического материала. Частые развернутые в большие построения интермедии (в ряде случаев — на новом материале) вносят в фугу необычайный для этой формы элемент импровизационности.
Внутреннюю связь двух частей цикла закрепляет кода фуги. Это грандиозная заключительная фантазия, которая патетикой, массивной звучностью, импровизационным характером сменяющихся эпизодов напоминает токкату.
Так характер токкаты определил своеобразие ре-минорной фуги, а тем самым и единство композиции, нерасторжимость ее частей.