Послушайте романс М.И.Глинки «Я помню чудное мгновенье» на стихи А.С.Пушкина и ответьте на вопросы. 1. Какие чувства пробуждает романс? 2. Какими выразительными средствами композитор подчеркнул различные эмоциональные состояния этого поэтического Высказывания? 3. Какие приемы развития музыкального образа использовал Глинка в романсе — повтор, контраст, вариационность? 4. Какая музыкальная форма романса раскрывает лирический образ стихотворения музычка заEбAлA
1797 — 1828
Шуберт относится к первым романтикам (заря романтизма). В его музыке ещё нет такого сгущённого психологизма, как у более поздних романтиков. Это композитор – лирик. Основа его музыки – внутренние переживания. Передаёт в музыке любовь и многие другие чувства. В последнем произведении главная тема – одиночество. Он охватил все жанры того времени. Внёс очень много нового. Лирическая природа его музыки предопределила его главный жанр творчества – песню. У него более 600 песен. Песенность повлияла на инструментальный жанр двумя путями:
Использование песенных тем в инструментальной музыке (песня “Скиталец” стала основой фортепианной фантазии, песня “Девушка и смерть” стала основой квартета).Песенное творчество Шуберта
600 песен, сборник поздних песен, сборник последних песен. Важен выбор поэтов. Начал с творчества Гёте. Закончил трагичной песней на Гейне. Писал на Шиллера “Рельштаб”.
Жанр – вокальная : “Лесной царь”, “Могильная фантазия”, “Отцу убийцы”, “Жалоба Агарии”. Жанр монолога – “Маргарита за прялкой”. Жанр народной песни “Розочка” Гёте. Песня-ария – “Аве Мария”. Жанр серенады – “Серенада” (серенада Рельштаб).
В своих мелодиях опирался на интонацию народной австрийской песни. Музыка ясная, искренняя.
Связь музыки с текстом. Шуберт передаёт общее содержание стиха. Мелодии широкие, обобщенные, пластичные. Часть музыки отмечает детали текста, тогда в исполнении появляется больше речитативности, которая после становится основой мелодического стиля Шуберта.
Впервые в музыке фортепианная партия приобрела такое значение: не аккомпанемент, а носитель музыкального образа. Выражает эмоциональное состояние. Возникают музыкальные моменты. “Маргарита за прялкой”, “Лесной царь”, “Прекрасная мельничиха”.
“Лесной царь” Гёте построена как драматический рефрен. Преследует несколько целей: драматическое действие, выражение чувств, повествование, голос автора (повествование).
Вокальный цикл “Прекрасная мельничиха”
1823 г… 20 песен на стихи В. Мюллера. Цикл с сонатным развитием. Основная тема – любовь. В цикле есть герой (мельник), эпизодический герой (охотник), основная роль (ручей). В зависимости от состояния героя ручей журчит то радостно, живо, то бурно, выражая боль мельника. От имени ручья звучит 1-я и 20-я песня. Это объединяет цикл. Последние песни отражают умиротворённость, просветление в смерти. Общее настроение цикла всё же светлое. Интонационный строй близок к бытовым австрийским песням. Широка по интонации распевов и по звукам аккордов. В вокальном цикле много песенности, распевности и мало речитативности. Мелодии широкие, обобщённого характера. В основном формы песен куплетные или простые 2-х и 3х частные.
1-я песня – “В путь”. B-dur, бодрая. Эта песня от имени ручья. Он всегда изображается в фортепианной партии. Точная куплетная форма. Музыка близка народным бытовым австрийским песням.
2-я песня – “Куда”. Поёт мельник, G-dur. У фортепиано нежное журчание ручья. Интонации широкие, распевные, близкие австрийским мелодиям.
6-я песня – “Любопытство”. Эта песня отличается более тихой, тонкой лирикой. Более детализирована. H-dur. Форма более сложная – безрепризная 2-х частная форма.
1. Большой вокальный оперный номер для одного из певцов, в котором передаётся эмоциональное состояние персонажа.-Ария
2. Постановщик танцев.-Хореограф
3. Известный балет Чайковского.-Щелкунчик
4. Танец вдвоем - па-де-де
5. режиссер балета - балейтместер
6. литературная основа балета - либретто
7. самая высшая форма хореографии. вид музыкально-театрального искусства - балет
8. вид музыкально-театрального искусства, основанный на слиянии слова, музыки и сценического действия - опера
9. инструментальное вступление к театральному спектаклю, чаще музыкальному - увертюра