Посвящена М.А.Балакиреву. Впервые в симфоническом творчестве Чайковского уже в самом программном заглавии фигурирует идея фатума, столь важная для идейного содержания многих его крупных произведений зрелого периода. Позже, в Четвертой симфонии, вновь возникнет прямое обращение к образу роковой силы, тяготеющей над человеком, мешающей его стремлению к счастью.
Фантазия начинается вступлением, которое сразу же излагает в мощных унисонах тему "фатума". По-своему характерная тема, однако, не производит впечатления безжалостной, роковой силы, как это позже будет в Четвертой симфонии. Основной раздел поначалу типичен для мягкой лирики Чайковского, предвосхищая отчасти музыкальные образы его балетов. Кода отмечена мощным утверждением роковой темы.
Значительный контраст главной и побочной партий показывает, что жизнь человека, которую, видимо, Чайковский пытался отобразить, по его мнению, имеет и светлые стороны, радужные мечты и идеалы, чему противоречит безнадежное настроение стихов Батюшкова, в которых акцентировано воздействие неумолимого рока. В музыке роковое начало становится сквозным образом, и в этом отношении предвосхищение более поздних симфонических произведений с аналогичной тематикой очевидно.
Первое исполнение состоялось в Москве 15 февраля 1869 года под управлениемН.Г.Рубинштейна.
в целом "Фатум" производит странное впечатление, потому что мрачность начала, красивость Andante и карикатурный комизм Allegro никак не могут помириться и делают загадочной концепцию г.Чайковского".
Говоря о произведениях изобразительного искусства, часто употребляют выражение цветовая гамма, а рассуждая о произведениях музыкального искусства - звуковая палитра. Сила звука, тембр перекликаются с насыщенностью цвета, поэтому часто говорят "яркий звук" или "звучный цвет". В музыке, как и в живописи есть своя палитра оттенков.Важным выразительным средством в любом искусстве является ритм - чередование каких-либо элементов (звуковых, изобразительных) в определённой последовательности. С ритмического повтора или контраста художник, композитор соединяют детали в единое целое в пространстве или во времени, создают художественную форму,композицию.Любой рисунок, как в изобразительном искусстве, так и в музыке, рассказывает внимательному зрителю и слушателю о душевных переживаниях их создателей, несёт в себе характерную интонацию. Плавные линии графического, живописного рисунка, как и плавные мелодии, передают мягкость, нежность, покой; ниспадающие, нисходящие линии - успокоение или грусть, печаль; восходящие, взлетающие - радость, свет, энергию, устремлённость. Соединение разных мелодий, интонаций, линий рисунка влечёт за собой напряженность, драматизм образа.Сегодня предлагаю звучащую живопись Клода Моне - французского живописца, одного из основателей импрессионизма. И живописную музыку Чайковского.
Сочинена в сентябре - декабре 1868, в Москве.
Посвящена М.А.Балакиреву. Впервые в симфоническом творчестве Чайковского уже в самом программном заглавии фигурирует идея фатума, столь важная для идейного содержания многих его крупных произведений зрелого периода. Позже, в Четвертой симфонии, вновь возникнет прямое обращение к образу роковой силы, тяготеющей над человеком, мешающей его стремлению к счастью.
Фантазия начинается вступлением, которое сразу же излагает в мощных унисонах тему "фатума". По-своему характерная тема, однако, не производит впечатления безжалостной, роковой силы, как это позже будет в Четвертой симфонии. Основной раздел поначалу типичен для мягкой лирики Чайковского, предвосхищая отчасти музыкальные образы его балетов. Кода отмечена мощным утверждением роковой темы.
Значительный контраст главной и побочной партий показывает, что жизнь человека, которую, видимо, Чайковский пытался отобразить, по его мнению, имеет и светлые стороны, радужные мечты и идеалы, чему противоречит безнадежное настроение стихов Батюшкова, в которых акцентировано воздействие неумолимого рока. В музыке роковое начало становится сквозным образом, и в этом отношении предвосхищение более поздних симфонических произведений с аналогичной тематикой очевидно.
Первое исполнение состоялось в Москве 15 февраля 1869 года под управлениемН.Г.Рубинштейна.
в целом "Фатум" производит странное впечатление, потому что мрачность начала, красивость Andante и карикатурный комизм Allegro никак не могут помириться и делают загадочной концепцию г.Чайковского".
Но лично мне, это произведение не нравится (